| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Педагогическое образование |  | Педагогическое образование  (далее П)система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие. (См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Аспирантура, Ученые звания и степени, Повышение квалификации и статьи об отраслях специального образования, например Филологическое образование, Музыкальное образование.) 
 В дореволюционной России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы женских гимназии, женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. При некоторых высших начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогические курсы. Для церковно-приходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и институты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только в учительский институт, по окончании учительского института - в коммерческий институт. Некоторые педагогические учебные заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитательной работы. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди педагогич6еских институтов выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт - высшее медико-педагогическое учебное заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию Педагогическое образование во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И.  К. А. Тимирязева, А. М. Бутлерова, и др. Д. И.  придавал большое значение высшему Педагогическое образование, от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учеными созданы в 1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые давали педагогическую подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные педагогические учебные заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях.
 
 Педагогическое образование в СССР. Октябрьская революция 1917 коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в том числе системы подготовки учителей) имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление советской системы Педагогическое образование связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина, И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные институты народного образования, остальные - в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система Педагогическое образование: педагогические техникумы (с 1937 - педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы Педагогическое образование В 1918 на базе Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде- Государственный педагогический институт (см. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потемкина) и областной педагогический институты
 
 Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 октября 1974, тыс. чел.)
 
 
   | Специальность
 
 | Прием
 
 | Контингент
 
 | Выпуск
 
 |   | Пед. ин-ты
 
 | Ун-ты
 
 | Пед. ин-ты<  | Ун-ты
 
 | Пед. ин-ты
 
 | Ун-ты
 
 |   | Русский язык и лит-ра
 
 | 30,9
 
 | 8,6
 
 | 153,9
 
 | 44,3
 
 | 26,4
 
 | 6,2
 
 |   | Родной язык и лит-ра народов СССР
 
 | 7,9
 
 | 4,5
 
 | 42,8
 
 | 25,5
 
 | 8,1
 
 | 3,8
 
 |   | Романо-германские языки и
 
 лит-ра
 
 | 
 
 | 5,1
 
 | 
 
 | 26,8
 
 | 
 
 | 3,9
 
 |   | Иностранные языки
 
 | 18,1
 
 | 
 
 | 87,4
 
 | 
 
 | 16,6
 
 | 
 
 |   | Математика
 
 | 27,8
 
 | 9,4
 
 | 125,9
 
 | 40,8
 
 | 22,4
 
 | 4,9
 
 |   | Физика
 
 | 9,9
 
 | 7,8
 
 | 41,5
 
 | 34,8
 
 | 8,9
 
 | 5,3
 
 |   | Биология
 
 | 11,6
 
 | 6,7
 
 | 69,3
 
 | 35,6
 
 | 13,2
 
 | 5,7
 
 |   | 
 | 1,7
 
 | 5,4
 
 | 7,0
 
 | 26,1
 
 | 0,7
 
 | 4,7
 
 |   | География
 
 | 7,1
 
 | 3,8
 
 | 37,5
 
 | 20,0
 
 | 6,2
 
 | 3,1
 
 |   | История
 
 | 11,7
 
 | 8,6
 
 | 60,6
 
 | 48,6
 
 | 10,2
 
 | 7,0
 
 |   | Черчение и рисование
 
 | 2,8
 
 | 
 
 | 11,8
 
 | 
 
 | 1,6
 
 | 
 
 |   | Педагогика и психология (до-школьная)
 
 | 5,1
 
 | 
 
 | 25,0
 
 | 
 
 | 4,6
 
 | 
 
 |   | Дефектология
 
 | 2,1
 
 | 
 
 | 9,7
 
 | 
 
 | 2,0
 
 | 
 
 |   | Физическое воспитание
 
 | 10,9
 
 | 
 
 | 45,6
 
 | 
 
 | 8,7
 
 | 
 
 |   | Музыка и пение
 
 | 2,8
 
 | 
 
 | 11,3
 
 | 
 
 | 2,2
 
 | 
 
 |   | Общетехнические дисциплины
 
 | 4,8
 
 | 
 
 | 17,0
 
 | 
 
 | 1,4
 
 | 
 
 |   | Педагогика и методика начально-го обучения
 
 | 12,4
 
 | 
 
 | 56,8
 
 | 
 
 | 10,3
 
 | 
 
 |   | Итого
 
 | 227,5
 
 | 1105,2
 
 | 188,1
 
 |  (см. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения). В 1930 на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 - МГПИ им. В. И. Ленина), В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923-42), педагогические факультеты при университетах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений. На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных языков педагогических институтов. Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 реорганизован в факультет института им. Л. И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве временной формы Педагогическое образование были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для совершенствования системы Педагогическое образование большое значение имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основными типами современной системы педагогических учебных заведений являются педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят педагогические училища (на педагогическую работу в школу направляется также часть выпускников других средних специальных учебных заведений). В учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная педагогическая практика. Учителей для средней школы готовят педагогические институты и университеты. В педагогическом институтах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: русский язык и литература, родной язык и литература, математика, физика,  биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физическое воспитание, музыка и пение, педагогика и методика научного обучения. По двухпрофильным специальностям (например, биология и  география и биология) и иностранные языки установлен 5-летний срок обучения. В учебные планы всех специальностей педагоги институтов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее место в учебном плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского Педагогическое образование является более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории развития отдельных видов Педагогическое образование см. в статьях об отраслях образования, например Историческое образование, Механико-математическое образование и др.). Педагогические учебные заведения и университеты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 учебном году подготовку учителей осуществляли свыше 400 педагогических училищ (около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовят также некоторые искусств институты, физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах.
 
 Н. В. Александров.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 14:33:07 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |