Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Патопсихология

Патопсихология (далее П) отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

  Становление П тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым. В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии П в СССР большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

  Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает "высвобождения" ее биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы ее развития.

  Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учете эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

  П использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П детского возраста, в которой на основе положения Выготского о "зоне ближайшего развития" разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

  Лит.: Бернштейн Н. А., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2 изд., М., 1922; 3ейгарник Б. В., Патология мышления, М., 1962; ее же, Личность и патология деятельности, М., 1971; Вопросы экспериментальной патопсихологии. (Сб. ст.), М., 1965; Коган В. М. (сост.), Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы, М., 1967; Вопросы патопсихологии, М., 1970; Рубинштейн С. Я., Экспериментальные методики патопсихологии..., М., 1970; ее же, Психология умственно отсталого школьника, М., 1970; Психологические исследования, в. 3 — Проблемы патопсихологии, М., 1971; Cameron ., The psychology of behavior disorders, Boston, 1947; Rey A., Monographics de psychologie clinique, Neuchâtel — ., 1952; Lewicki A., Psychologia kliniczna w zarysie, Posnań, 1968.

  Б. В. Зейгарник.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 05:54:48