Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Партесное пение

Партесное пение (далее П)(от позднелат. partes — голоса, множественное число от лат. pars - часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. Теория Партесное пение обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.). Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652) и пользовалось распространением в России до последней четверти 18 в. Различают 2 вида Партесное пение: с постоянным складом многоголосия при одновременном произнесении текста и отсутствии пауз в хоровых голосах; с переменным складом многоголосия, сопоставлениями звучания всего состава хора и групп голосов, имитациями, вызывающими разновременное произнесение текста. Количество голосов было различным — от 3 до 12, в единичных случаях — до 16, 24, 48. Тексты заимствовались из литургии, всенощной и др. служб. Особенно развитой фактурой отличались партесные концерты. Создателями этих произведений были украинские и русские композиторы, среди них — Василий Титов, служивший в государевых певчих дьяках (1678—98). Распространению Партесное пение служило исключительно переписывание рукописей. Большая их коллекция находится в архиве Исторического музея в Москве, имеются они и в др. архивах. Изданий произведений Партесное пение почти не было, некоторые образцы приведены в современных книгах по истории музыки. Последнее из таких изданий — "Памятники русского музыкального искусства" (в. 2, 1973).

  Лит.: Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыки, в. 1, М., 1938; История русской музыки, т. 1, М., 1972.

  В. В. Протопопов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 20:50:30