|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Пародия | Пародия (далее П) (греч. parodía, буквально — пение наизнанку), в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно П строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы; два классических типа П (иногда выделяемые в особые жанры) — бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем ("Похищенное ведро" А. Тассони, "Елисей..." В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем ("Морганте" Л. Пульчи, "Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку" Н. П Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приемы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850—1860-х гг., обличавшей действительность с помощью "перепевов" из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма П может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объему П обычно невелики, но элементы П могут обильно присутствовать и в больших произведениях ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Орлеанская девственница" Вольтера, "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Улисс" Дж. Джойса). Первые образцы П появились еще в античности ("Батрахомиомахия", 6 в. до н. э.); в средние века широко бытовала П библейских и литургических текстов; в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П с обеих сторон. В русской литературе наиболее характерные для различных эпох образцы П принадлежат А. П Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьеву, А. А. Измайлову; в советской литературе известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б. Раскина и др. К П близки случаи несоответствия стилистики и тематики, не имеющие прямой комической окраски, например аналогии в сюжетной схеме "южных поэм" и "Евгения Онегина" Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно и редко называются П
В театре, цирке и на эстраде П также обязательно предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали специальные театры П, например "Кривое зеркало" и др. Созданы оперные П ("Опера нищего" Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирическая направленность отличала оперетту 19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На современной эстраде с П выступают А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди виднейших исполнителей П в русском и советском цирке —В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов и Бернарде, Б. П Вяткин, Д. С. Альперов и М. П Калядин, Эйжен и Лепом, Карандаш и др. Снимаются фильмы-П ("Лимонадный Джо", 1964, ЧССР, и др.).
Тексты: Русская литературная пародия, ред. Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М. — Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М. — Л., 1931; Русская стихотворная пародия, вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.
Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), П, 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Берков П Н., Из истории русской пародии 18—20 вв., в сборнике: Вопросы советской литературы, т. 5, М. —Л., 1957; Морозов А. А., П как литературный жанр, "Русская литература", 1960, №1; Рассадин Ст., Законы жанра, "Вопросы литературы", 1967, № 10; Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сборнике: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308, Тарту, 1973.
М. Л. Гаспаров (П в литературе). |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 23:03:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|