Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Паровоз

Паровоз (далее П) один из видов локомотива, у которого двигателем является паровая машина. Основные элементы П: паровой котел, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки помещаются обычно в прицепленном к П тендере; если эти запасы находятся на самом П, то такой локомотив называется танк-паровозом. В результате сгорания в топке котла топлива (каменный мазут, горючие сланцы, торф, дрова и др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передается котловой воде, которая превращается в пар. Для повышения экономичности П в специальных установках пар перегревается и его температура значительно повышается. Паровая машина преобразует тепловую энергию в механическую энергию движения поршня в паровых цилиндрах, через шатунно-кривошипный механизм это движение передается движущим колесам. К экипажной части П относятся рама, колесные пары с буксами, бегунковые и поддерживающие тележки (с одной или двумя колесными парами), рессорное подвешивание, а также аппараты сцепления.

  Первые П (рис. 1) были созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый оригинальный П (рис. 2) был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). Свыше столетия П были самым распространенным видом тяги вплоть до 50-х гг. 20 в. (рис. 3), когда их повсеместно стали заменять электровозы и тепловозы. С 1956 выпуск П в СССР был прекращен, хотя они еще эксплуатируются на некоторых малодеятельных линиях дорог и на промышленных предприятиях. Основная причина замены П др. видами локомотивов — его низкая экономичность: кпд лучших моделей не превышал 9%, среднеэксплуатационный кпд 4%.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 06.11.2024 04:45:55