|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Паровая машина | Паровая машина (далее П) поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П обусловлен периодическими изменениями упругости пара в полостях ее цилиндра, объем которых изменяется в процессе возвратно-поступательного движения поршня. Пар, поступающий в цилиндр П, расширяется и перемещает поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется с помощью кривошипного механизма во вращательное движение вала (рис.). Впуск и выпуск пара осуществляются системой парораспределения. Для снижения тепловых потерь цилиндры П окружаются паровой рубашкой.
П как универсальный двигатель впервые создана Дж. Уаттом в 1774—84. Этому предшествовало изобретение Д. Папеном парового котла в 1680, Т. Ньюкоменом — пароатмосферной водоподъемной машины в 1705, создание И. И. Ползуновым паровой воздуходувной машины в 1763—65. Будучи первым и до конца 19 в. практически единственным универсальным двигателем, она сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и транспорта (см. Двигатель, Теплоэнергетика, Промышленный переворот).
Развитие П шло в направлении создания стационарных П для фабрично-заводских предприятий и электростанций, паровозных П для ж.-д. транспорта, судовых П для торговых судов и военных кораблей, локомобилей для нужд сельского хозяйства и местной промышленности. П уже ко 2-й половины 19 в. достигла высокой надежности и совершенства. Однако с начала 20 в. П встретила все усиливающуюся конкуренцию быстро прогрессирующих паровых турбин и двигателей внутреннего сгорания. Недостатки П — низкий кпд (от 1 до 20%), ограниченные быстроходность (до 1000 об/мин) и агрегатная мощность (до 30000 л. с.), а также большие габариты и масса — привели к тому, что производство П к середине 20 в. было прекращено. П можно встретить (1975) только на паровозах, локомобилях и старых пароходах.
Лит.: Гриневецкий В. И., Паровые машины, 2 изд., М., 1926; Общая теплотехника, 2 изд., М. — Л., 1952; Жирицкий Г. С., Паровые машины, 6 изд., М. — Л., 1951.
С. М. Лосев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 23.02.2025 05:42:06
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|