| 
     
       
      | 
     
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
      | 
     
       
      | 
     
       
      | 
     
    
     
       | 
     
   
  
Парашют шахтный |    Парашют шахтный (далее П) предохранительное устройство на шахтных людских подъемных установках для улавливания падающей клети (вагонетки) и для обеспечения ее плавной остановки (торможения) в случае обрыва подъемного каната. Основной элемент П- ловитель. В качестве типовых для клетей в СССР приняты П с захватом за опоры и торможением при помощи амортизаторов, т. е. с разделением функций улавливания и плавной остановки. К П этого типа для вертикальных клетевых подъемов относятся парашюты 2ТК (ПТК), ПТКП, ПШТП, ПКЛ, ПКЛШ, ПКЛЗ, РКЭ и ПДП. В 2ТК (рис.) при падении клети ловители с клиновыми муфтами действуют на два тормозных каната, соединенных с амортизационными канатами, пропущенными через амортизаторы (система П. Ф. Павлова и Л. В. Павловой). Плавность торможения обеспечивается упругим удлинением тормозных канатов, а также перемещением амортизационных канатов в амортизаторах. Для подъемов с односторонними рельсовыми проводниками применяются П с клиновым зажимом типа ПКЛ, действующие только на один тормозной канат. В установках с П типа РКЭ и ПДП в качестве опор используются рельсовые или деревянные проводники, а амортизаторы и амортизационные канаты, соединенные с ловителем, установлены на самой клети. Применение П на многоканатных подъемных установках с числом подъемных канатов четыре и более не обязательно.
    В П на людских вагонетках для наклонных горных выработок улавливание падающей вагонетки достигается упорами тормозной каретки, свободно подвешенной к раме, внедряющимися в полотно пути, а плавная остановка - набеганием деревянных брусьев - амортизаторов, укрепленных под рамой, на резцы тормозной каретки. При уклоне более 30° вагонетки снабжены упорами с рельсовыми захватами и направляющими лапами, перемещающимися по рельсам.
    За рубежом П применяются только в вертикальных стволах; большинство П основано на принципе сопротивления трению между рабочими органами и рельсовыми проводниками (в случае деревянных проводников - на принципе сопротивления резанию).
    Лит.: Белый В. Д., Лысак Г. Д., Петраков А. И., Шахтные парашюты, М., 1960. 
    С. Я. Хейфиц.
    
 
  |    
  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
         | 
     
       
      | 
     
    
       | 
       | 
       | 
     
    
     
    
     
       
      | 
     
       
      | 
     
Новости 04.11.2025 11:26:01
      | 
     
       
      | 
     
       
      | 
     
    
     
       | 
     
  | 
     
       
      | 
     
    
       | 
       | 
       | 
     
    
  
 |