|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Папство | Папство (далее П), религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве. Фактически власть П в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962—65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом в сентябре 1965 новый церковный орган — синод епископов — имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно — неограниченный правитель государства Ватикан, где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчиненную ему Римскую курию, на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей — легатов. Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик. Через епископат П влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций.
П сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название "папа" (от греч. páppas — отец, наставник). Лев (папа в 440—461) добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Священной Римской империи". 11—13 вв.— период усиления П, использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П над епископами. Возвышению П способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий (1073—85), Иннокентий (1198—1216), Бонифаций (1294—1303) — наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П, добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П учредило в 13 в. инквизицию. Политическая роль П в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время "... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).
По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П ослабевало. Во с 13 в. получило развитие так называемое галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от П В результате поражения в борьбе с королевской властью во П попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П Падению его авторитета способствовал "великий раскол" (1378—1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признает законным, а другие объявлены ею антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431—49) борьба между сторонниками соборного движения и П закончилась победой последнего, но реально П не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм) привели к потере позиций П в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545—63).
С усилением национальных государств в Европе П должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869—70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 ("Rerum novarum") содержала элементы христианского социализма, призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.
Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939—45 в пользу социализма, развертывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П положил папа Иоанн XXIII (1958—63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путем переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962—1965) и в деятельности папы Павла (с 1963).
Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.— епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по "Annuario Pontificio, citta del Vaticano", 1969.)
Петр, апостол; Лин (67—76); Клет (Анаклет) (76—88); Климент (88—97); Эварист (97—105); Александр (105—115); Сикст (115—125); Телесфор (125— 136); Игин (136—140); Пий (140—155); Аникет (155—166); Сотер (166—175); Элевтерий (175—189); Виктор (189—199); Зефирин (199—217); (217—222); Ипполит (217—235) (антипапа); Урбан (222—230); Понциан (230—235); Антер (235—236); Фабиан (236—250); Корнелий (251—253); Новациан (251— около 258) (антипапа); Луций (253—254); Стефан (254—257); Сикст (257—258); Дионисий (259—269); Феликс (269—274); Евтихий (275—283); Гай (283—296); Марцеллин (296—304); Марцелл (308—309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311—314); Сильвестр (314—335); Марк (336); Юлий (337—352); Либерии (352—366); Феликс (355—365) (антипапа); Дамасий (366—384); Урсин (366—367) (антипапа); Сириций (384—399); Анастасий (399—401); Иннокентий (401—417); Зосима (417—418); Бонифаций (418—422); Евлалий (418—419) (антипапа); Целестин (422—432); Сикст (432—440); Лев (440—461); Иларий (461—468); Симплиций (468—483); Феликс ()(483—492) (после признания Феликса антипапой был изменен порядковый номер Феликса ); Геласий (492—496); Анастасий (496—498); Симмах (498—514); Лаврентий (498, 501—505) (антипапа); Гормизд (514—523); Иоанн (523—526); Феликс () (526—530); Бонифаций (530—532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн (533—535); Агапий (535—536); Сильверий (536—537); Вигилий (537—555); Пелагий (556—561); Иоанн (561—574); Бенедикт (575—579); Пелагий (579—590); Григорий (590—604); Сабиниан (604—606); Бонифаций (607); Бонифаций (608—615); Адеодат (615—618); Бонифаций (619—625); Гонорий (625—638); Северин (640); Иоанн (640—642); Теодор (642—649); Мартин (649—655); Евгений (654— 657); Виталий (657—672); Адеодат (672—676); Домн (676—678); Агафон (678—681); Лев (682—683); Бенедикт (684—685); Иоанн (685—686); Конон (686—687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий (687—701); Иоанн (701—705); Иоанн (705—707); Сизиний (708); Константин (708—715); Григорий (715—731) Григорий (731—741); Захарий (741—752); Стефан (752—757) (фактически Стефан , так как непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, который в официальный список не включается); Павел (757—767); Константин (767—769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан lll () (768—772); Адриан (772—795); Лев (795—816); Стефан () (816—817); Пасхалий (817—824); Евгений (824—827); Валентин (827); Григорий (827—844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий (844—847); Лев (847—855); Бенедикт (855—858); Анастасий (855) (антипапа); Николай (858—867); Адриан (867—872); Иоанн (872—882); Марин (882—884); Адриан (884—885); Стефан () (885—891); Формоз (891—896); Бонифаций (896); Стефан () (896—897); Роман (897); Теодор (897); Иоанн IX (898—900); Бенедикт (900—903); Лев (903); Христофор (903—904) (антипапа); Сергий (904—911); Анастасий (911—913); Ландон (913—914); Иоанн X (914—928); Лев (928); Стефан () (928—931); Иоанн XI (931—935); Лев (936—939); Стефан (IX) (939—942); Марин (942—946); Агапий (946—955); Иоанн XII (955—964); Лев (963—965); Бенедикт (964—966) ("Annuario Pontificio..." Льва , возведенного на папский престол Оттоном , в число пап не включает, другие источники представляют папой Льва , а Бенедикта антипапой); Иоанн XII (965—972); Бенедикт (973—974); Бонифаций (974, 984—85) (антипапа); Бенедикт (974—983); Иоанн XIV (983—984); Иоанн XV (985—996); Григорий (996—999); Иоанн XVI (997—998) (антипапа); Сильвестр (999—1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004—09); Сергий (1009—12); Бенедикт (1012—24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024—32); Бенедикт IX (1032—44); Сильвестр (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий (1045—46); Климент (1046—47); Бенедикт IX (1047—48); Дамасий (1048); Лев IX (1049—54); Виктор (1055—57); Стефан IX (X) (1057—58); Бенедикт X (1058—59) (антипапа); Николай (1059—1061); Александр (1061—73); Гонорий (1061—72) (антипапа); Григорий (1073—85); Климент (1084—1100) (антипапа); Виктор (1086—87); Урбан (1088—99); Пасхалий (1099—1118); Теодорих (1100) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр (1105—11) (антипапа); Геласий (1118—1119); Григорий (1118—21) (антипапа); (1119—24); Гонорий (1124—30); Целестин (1124) (антипапа); Иннокентий (1130—43); Анаклет (1130—38) (антипапа); Виктор (1138) (антипапа); Целестин (1143—44); Луций (1144—45); Евгений (1145—1153); Анастасий (1153—54); Адриан (1154—59); Александр (1159—81); Виктор (1159—64) (антипапа); Пасхалий (1164—68) (антипапа); (1168—78) (антипапа); Иннокентий (1179—80) (антипапа); Луций (1181—1185); Урбан (1185—87); Григорий (1187); Климент (1187—91); Целестин (1191—98); Иннокентий (1198—1216); Гонорий (1216—27); Григорий IX (1227—41); Целестин (1241); Иннокентий (1243—54); Александр (1254—61); Урбан (1261—64); Климент (1265—68); Григорий X (1271—76); Иннокентий (1276); Адриан (1276); Иоанн XXI (1276—77); Николай (1277—80); Мартин (1281—85); Гонорий (1285—87); Николай (1288—1292); Целестин (1294); Бонифаций (1294—1303); Бенедикт XI (1303—04); Климент (1305—14); Иоанн XXII (1316—34); Николай (1328—30) (антипапа); Бенедикт XII (1334—42); Климент (1342—52); Иннокентий (1352—62); Урбан (1362—70); Григорий XI (1370—1378); Урбан (1378—89); Климент (1378—94) (антипапа); Бонифаций IX (1389—1404); Бенедикт XIII (1394—1423) (антипапа); Иннокентий (1404—06); Григорий XII (1406—15); Александр (1409—10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410—15) (антипапа); Мартин (1417—1431); Евгений (1431—47); Феликс (1439—49) (антипапа); Николай (1447—55); (1455—58); Пий (1458—64); Павел (1464—71); Сикст (1471—84); Иннокентий (1484—92); Александр (1492—1503); Пий (1503); Юлий (1503—13); Лев X (1513—21); Адриан (1522—23); Климент (1523—34); Павел (1534—1549); Юлий (1550—55); Марцелл (1555); Павел (1555—59); Пий (1559—65); Пий (1566—72); Григорий XIII (1572—85); Сикст (1585—90); Урбан (1590); Григорий XIV (1590—1591); Иннокентий IX (1591): Климент (1592—1605); Лев XI (1605); Павел (1605—21); Григорий XV (1621—23); Урбан (1623—44); Иннокентий X (1644—55); Александр (1655—67); Климент IX (1667—69); Климент X (1670—76); Иннокентий XI (1676—89); Александр (1689—91); Иннокентий XII (1691—1700); Климент XI (1700—1721); Иннокентий XIII (1721—24); Бенедикт XIII (1724—30); Климент XII (1730— 1740); Бенедикт XIV (1740—58); Климент XIII (1758—69); Климент XIV (1769—74); Пий (1775—99); Пий (1800—23); Лев XII (1823—29); Пий (1829—30); Григорий XVI (1831—46); Пий IX (1846—78); Лев XIII (1878—1903); Пий X (1903—14); Бенедикт XV (1914—1922); Пий XI (1922—39); Пий XII (1939—58); Иоанн XXIII (1958—63); Павел (с 1963).
Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. М., П, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII, М., 1966; Заборов М. А., П и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., П и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward ., Histoire des papes, 3 éd., ., 1953; Pastor L., Geschichte der äpste seit dem Ausgang des Mittelalters, Bd 1—16, (Freib.), 1955—61. см. также лит. при статьях Ватикан, Католицизм.
М. М. Шейнман. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 06:21:33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|