|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Панисламизм | Панисламизм (далее П) религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.
Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, ".. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. с. 166).
Первым идеологом П был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида , а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания П было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение).
В России П лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии.
Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 П служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П еще пытаются использовать П в антиимпериалистических целях, однако в целом П вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.
Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; ее же, Религии современного Востока (Идеология и политика), "Мировая экономика и международные отношения", 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Ali М., My life, Lahore, (1946); Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, (Wash.), 1962.
Л. Р. Полонская. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.12.2024 20:14:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|