|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Охлаждение электрических машин | Охлаждение электрических машин (далее О) отвод от различных узлов электрических машин (ЭМ) тепла, выделяющегося в результате электрических и др. потерь. Предельно допустимый нагрев определяется теплостойкостью материалов, используемых в ЭМ (изоляция, припой, смазка и т. д.). Наиболее радикальный метод отвода тепла — охлаждение нагретых частей ЭМ циркулирующим промежуточным веществом, в качестве которого применяются воздух, различные газы ( углекислый газ, и др.) и жидкости (трансформаторное масло, вода, совол и др.).
Воздушное О в большинстве случаев достаточно эффективно, оно наиболее простое и доступное. Существуют три основных системы воздушного охлаждения: естественное, без принудительной циркуляции воздуха около нагреваемых частей; охлаждение воздухом из окружающего пространства посредством принудительной вентиляции, обеспечиваемой одним или несколькими независимыми вентиляторами либо одним вентилятором, насаженным на вал ЭМ (внутренняя самовентиляция); охлаждение ЭМ в закрытом (герметичном) исполнении, при котором циркуляция воздуха в корпусе ЭМ поддерживается независимым вентилятором либо внутренней самовентиляцией. Первая система О применяется в маломощных (до нескольких сотен вт) ЭМ закрытого или открытого исполнения, для которых не требуется интенсивное охлаждение; вторая система используется главным образом в ЭМ небольшой и средней мощности; третья — в ЭМ большой и средней мощности, а также тогда, когда окружающий ЭМ воздух нагрет до высоких температур, содержит взрывчатые газы или пары кислот, разрушающие изоляцию.
О специальными газами применяется там, где затраты энергии на воздушную вентиляцию весьма значительны (быстроходные электродвигатели, турбогенераторы и синхронные компенсаторы). В случае использования система О должна исключать возможность смешения с воздухом и образования взрывоопасной гремучей смеси. Если же такая опасность существует, а воздушное охлаждение тем не менее нежелательно (например, в электродвигателях большой мощности, установленных во взрывоопасных помещениях с плохой вентиляцией), употребляют в качестве охлаждающей среды углекислый газ или Вода используется для охлаждения статоров ЭМ повышенной частоты, подшипников мощных электродвигателей и подпятников генераторов. Если существует опасность замерзания воды, то для О применяют совол. Обмотки мощных трансформаторов охлаждают циркулирующим маслом.
Лит.: Филиппов И. Ф., Вопросы охлаждения электрических машин, М.— Л., 1964; Подвижной состав электрических дорог. Тяговые электромашины и трансформаторы, 3 изд., М. 1968; Костенко М. П., Пиотровский Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1—2, Л., 1973.
Н. А. Ротанов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:49:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|