Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Отражение

Отражение (далее О), всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. "... Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..." (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 издание, том 18, страница 91). Любое О несет в себе информацию об объекте О Способность к О, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (например, термометр), О света, изменения электромагнитных волн (например, фотография), О звуковых волн (например, эхо), изменений (например, цвет лакмусовой бумаги), физиологических процессов (например, сужение зрачка при ярком свете и т. д.). Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об О как всеобщем свойстве материи.

  Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - О воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость - допсихическая форма О, выступающая как средство регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии О связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики животных. Формирование органов чувств и взаимной координации их действий привело к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию. Животные не только дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Это элементарное мышление, достигающее своего наиболее высокого уровня у человекообразных обезьян и дельфинов.

  Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы О в виде сознания и самосознания. О человеком действительности отличается от О ее животными как способом, так и предметом О, стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О, свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.

  В учение о познании как О действительности значительный вклад внес В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория О по праву носит название ленинской теории О Ленинский принцип О подвергается нападкам со стороны некоторых ревизионистов и буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория О якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего еще нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию О понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию О механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания; по его словам, "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, том 29, страница 194). Но только на основе адекватного О объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир.

  Принцип О- краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие О входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.

  Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, философские тетради, там же, т. 29; Павлов Т., Теория отражения, М., 1949; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Коршунов А. М., Теория отражения и современная наука, М., 1968; Украинцев Б. С., О в неживой природе, М,, 1969; Проблемы отражения, М., 1969; Живкович Л., Теория социального отражения, пер. с сербо-хорват., М., 1969; Ленинская теория отражения и современность, София, 1969; Тюхтин В. С., О, системы, кибернетика, М., 1972.

  А. Г. Спиркин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 13:06:12