|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Орфоэпия | Орфоэпия (далее О) (греч. orthoépeia, от orthós - правильный и épos - речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и орфография) быстрому и легкому языковому общению. Понятие О включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определенных условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл (а) тишь, а не пл (о) тишь, (ш) то, а не (ч) то). Значение норм суперсегментной фонетики для О различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм. Некоторые ученые в состав О включают образование вариантных грамматических форм (например, "трактора" или "тракторы"). О складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О и их социолингвистическое значение весьма различны. Правила О имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно. Нормы О русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в 1-й половине 17 в. как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октбрьской революции 1917 нормы О в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ((д) ве, (з) верь рядом с (дь) ве, (зь) верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии О имел театр, культивирующий нормы О в наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение О возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения.
Лит.: Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия и ее задачи, в кн.: Русская речь, в. 3, Л., 1928; Щерба Л. В., О нормах образцового русского произношения, "Русский язык в школе", 1936, №5; его же, Фонетика французского языка, Л., 1939; Винокур Г., Русское сценическое произношение, М., 1948; Аванесов Р. И., Русское литературное произношение, 5 изд., М., 1972; Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник, М., 1959;. Siebs ., Deutsche ühnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl., öln, 1927; Grammont М., Traite pratique de prononciation française, 9 ed, ., 1938;. Jones D., An outline of English phonetics, 9 ed., Camb., 1960; его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955; Michaelis . et Passy ., Dictionnaire phonétique de la langue française, 2 éd., Hannover - . - ., 1914; Viëtor ., Deutsches Aussprachewörterbuch, 3 Aufl., Lpz., 1921.
. И. Аванесов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 27.12.2024 15:33:48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|