Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Оркестр

Оркестр (далее О) (от греч. orchēstra — площадка перед сценой в древне-греческом театре), большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. Грань между О и инструментальным ансамблем не вполне четкая, однако, если в ансамбле каждая партия исполняется одним музыкантом, для О характерно исполнение хотя бы некоторых партий несколькими однотипными инструментами в унисон. Высшей формой О является симфонический О, в состав которого входят струнные, деревянные и духовые, а также ударные инструменты. Распространены и О однородного состава — струнный О, духовой оркестр. Одна из разновидностей О — камерный О, отличающийся от симфонического меньшим числом исполнителей, нередко же и тем, что исполнение каждой партии поручено одному исполнителю. В связи с особым назначением исполнительских коллективов сложились военный О (духовой О, порою расширенного и смешанного состава), эстрадный О Многообразны формы О народных инструментов. Особое явление представлял роговой оркестр, к которому понятие "О" не вполне применимо.

  Зародившись на рубеже 16—17 вв., симфонический О прошел длительный путь развития. В составах первых О преобладали струнные смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты; клавесин или орган составляли основу т. н. группы континуо (клавишный инструмент, виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты. Лишь к кон. 18 в. сложился классический О, который называется также малым симфоническим. Обычно в такой О входили 8—10 первых и 4—6 вторых скрипок, 2—4 альта, 3—4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты — по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота (т. н. парный состав), 2 валторны, позднее были добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, некоторые симфонические произведения Глинки. Последующее развитие симфонического О в 19 в. долгое время шло по пути расширения его состава и увеличения числа исполнителей. Появился т. н. большой симфонический О, который отличается от малого включением 2—3 тромбонов и тубы. Важный вклад в развитие О внесли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Р. Штраус, Г. Малер, а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский. Ради обогащения колористических возможностей в О стали вводиться дополнительные инструменты, обладающие звучанием особого тембра, — малая, альтовая и басовая флейты, английский рожок, гобой д"амур, геккельфон, малый кларнет, басетгорн, бас-кларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фротепьяно, орган и др., различные ударные, народные инструменты. Р. Вагнер ввел в "Кольцо нибелунга" квартет валторновых (т. н. вагнеровских) туб, басовые трубы. Для исполнения многих оркестровых партитур начала 20 в., например некоторых опер Р. Штрауса, предусмотрен О численностью более 100 человек. Еще больших масштабов О достигает у Г. Малера, одна из симфоний которого (№ 8) прозвана "симфонией тысячи участников" (включает большой симфонический О, солистов и 3 хора). В 20 в. развилась противоположная тенденция — к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается не менее сложной.

  Расположение исполнителей современного симфонического О направлено к достижению слитной звучности. В 50—70-е гг. 20 в. получила распространение "американская рассадка": слева от дирижера помещаются первые и вторые скрипки, справа — альты и виолончели, в глубине — деревянные и духовые, контрабасы, слева — ударные.

  Лит.: Карс А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 1—4, М., 1953—56; Bekker ., The orchestra, 2 ed., . ., 1963.

  И. А. Барсова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 00:14:43