|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ориген | Ориген (далее О) (греч. Ōrigénēs) (около 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и ученый, представитель ранней патристики. Родился в семье христианина, позднее казненного за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
В сочинениях О христианская мысль впервые достигает высшего философского и научного уровня языческой культуры того времени. Перечень сочинений О включал около 2000 названий. В работе по критике текста Библии О выступил как наследник александрийской филологической традиции и одновременно как основатель библейской филологии; его "Гексапла" (не дошедшая до нас) сопоставляла выправленный европейский подлинник Библии и четыре различных греческих перевода. Философия О — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трех смыслах Библии — "телесном" (буквальном) "душевном" (моральном) и "духовном" (философско-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры. Эсхатологический оптимизм О отразился в учении о т. н. апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4—6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у О, например, впервые встречается термин "богочеловек"). В эпоху расцвета патристики приверженцами О были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О за "еретические" мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана ; однако влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.
Соч.: Творения Оа, в. 1 — О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз, 1912.
Лит.: Болотов В., Учение Оа о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390—91; ölker ., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tübingen, 1931; Daniélou J., Origéne, ., 1948.
С. С. Аверинцев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 12:23:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|