|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ордер (архитект.) | Ордер (далее О) архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определенные состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О (архитект.) применялись в зодчестве многих народов с древнейших времен (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О (архитект.), сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространенное в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие О (архитект.) возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, "канонические" пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные О (архитект.) - дорический ордер и ионический ордер (ранний вариант без фриза) - в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщенное, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев и ионийцев. Прототипом дорического О (архитект.) были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественно-монументальный дорический О (архитект.), появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трехступенчатого основания - стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры) несущей колонны (обычно с энтазисом), завершенной капителью, состоящей из абака (абаки) и эхина; 3) несомой части - антаблемента, включающего архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз; последний состоит из поддерживающих обломов, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы (желоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов. Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О (архитект.) появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля, каннелюры, разделенные дорожками, капитель с волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделенный на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического О (архитект.), возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных О (архитект.): вместо дентикул в нем сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О (архитект.), в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение О (архитект.) на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению О (архитект.), наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей О (архитект.) в Древней Греции все же не получили застывшую "каноническую" форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями О (архитект.) позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или легкого изящества и т.д. Эти свойства О (архитект.), а также возможность различного, в том числе подчеркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение О (архитект.) в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский ордер (упрощенный вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз - всегда гладкий) и композитный О (архитект.), в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский О (архитект.) в архитектуре Древнего Рима отличался усложненностью обломов, их богатым резным декором, сложностью модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные еще в Древней Греции; распространилось применение О (архитект.) или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями (напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения); условность наложенных на стену ордерных членений подчеркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. О (архитект.) стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О (архитект.) начал широко применяться с конца 17 в.).
Теоретическое освоение классического О (архитект.) (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории О (архитект.) в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчиненное внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) О (архитект.) характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с (итал.), т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1-2, М., (1935)-37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с (итал.), М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33-52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.
В. Ф. Маркузон.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 12:00:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|