Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

ОПОЯЗ

ОПОЯЗ (далее О), Общество изучения поэтического языка, научное объединение, созданное в 1916—18 группой лингвистов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О М. Брик), теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов). Доктрина О, представляющая собой разновидность "формального метода" в литературоведении, была подготовлена работами Шкловского ("Воскрешение слова", 1914). Печатный орган — "Сборники по теории поэтического языка" (в. 1—6, 1916—23). В конце 10 — начале 20-х гг. к О были методологически близки члены Московского лингвистического кружка (Г. О Винокур, Р. О Якобсон), а также Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов.

  Теоретические установки О отмечены полемическим отношением к эклектизму дореволюционной академической науки и вместе с тем — влиянием акмеизма и футуризма; опоязовцы стремились лишить поэзию того возвышенно-мистического ореола, который окружал ее в глазах символистов. В литературе они усматривали "ремесло", формально-техническую деятельность, основанную на применении приемов и средств, поддающихся "точному" изучению. Задача литературы — вызвать художественный эффект необычности ("остранение"). На это рассчитаны литературно-художественные приемы (их совокупность), используемые художником или литературным течением. С ослаблением действенности одних приемов, становящихся привычными и превращающихся в шаблон ("автоматизирующихся" для восприятия), возникает потребность в новых, и одна литературная система сменяется другой.

  Сферами интересов участников О были теория поэтического языка и стиха (Поливанов, Якубинский, Брик; Эйхенбаум — "Мелодика русского лирического стиха", 1922; Тынянов — "Проблема стихотворного языка", 1924, 2 изд., 1965), сюжетосложение и строение романа (Шкловский — "О теории прозы", 1925), смена и эволюция жанров и течений. Благодаря применению сравнительно-типологического метода, новых лингвистических идей, статистических способов изучения опоязовцы накопили ряд ценных для филологии наблюдений и частных гипотез, пройдя сложный путь от механистического представления о произведении как "сумме" формальных приемов до динамического понимания функциональной связи всех его компонентов, от учения о независимом литературном "ряде" до признания взаимосвязи его с др. культурными "рядами" (Ю. Тынянов — "Вопрос о литературной эволюции", 1927). Обстановка пооктябрьских лет, общение с В. В. Маяковским, С. М. Эйзенштейном и др. деятелями советского искусства содействовали продуктивной эволюции опоязовцев, их действенному участию в обсуждении проблем поэтики советской литературы и кино.

  Несмотря на субъективную воодушевленность ученых О идеей строительства новой культуры, подчинение литературы задаче выработки "обостренного" читательского восприятия связывало их доктрину с идеями модернистских течений в искусстве 10—20-х гг. Отражая установку на "самоценное" формально-художественное новаторство, подобный взгляд и в теории, и на практике объективно вел к дегуманизации и деидеологизации искусства (см. Формализм в искусстве). Осознав это в ходе дискуссий, участники О постепенно отказываются от формалистических установок. В конце 20-х гг. общество распалось.

  На Западе, где многие принципы О (в значительной мере благодаря Якобсону) были усвоены Пражским лингвистическим кружком, с середины 50-х гг. наблюдается новая волна интереса к идеям О При этом закономерный интерес к творческим идеям и гипотезам О зачастую используется для утверждения неоформалистических тенденций ("новая критика", некоторые разновидности структурализма).

 

  Лит.: Жирмунский В., Задачи поэтики. К вопросу о "формальном" методе, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Энгельгардт Б. М., Формальный метод в истории литературы, Л., 1927; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928; Шкловский В., Жили‑были, М., 1966; Киселева Л. Ф., Кожинов В. В., Проблемы теории литературы и поэтики, в кн.: Советское лтературоведение за 50 лет, Л., 1968; Леонтьев А. А., Исследования поэтической речи, в кн.: Теоретич. проблемы советского языкознания, М., 1968; Бахтин М., К эстетике слова, в кн.: Контекст. 1973, М., 1974; Erlich ., Russian formalism. History‑Doctrine, `s-Gravenhage, 1955.

  Г. М. Фридлендер.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:25:18