| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Опоры линий электропередачи |  | Опоры линий электропередачи (далее О), конструкции для подвески проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи (ЛЭП). Основные конструктивные элементы О: стойки, фундаменты, траверсы, тросостойки и оттяжки. Различают анкерные и промежуточные О Жесткая и прочная конструкция анкерных опор выдерживает значительные усилия от натяжения проводов; анкерные О устанавливают в начале и в конце ЛЭП, на поворотах, при переходах через водные преграды и в горах (т. н. переходные О). Промежуточные опоры имеют менее прочную конструкцию; они служат главным образом для поддержания проводов и тросов на прямых участках трассы ЛЭП. О подразделяют также на транспозиционные (для изменения порядка расположения фаз), ответвительные, перекрестные, повышенные, пониженные и др. По числу подвешиваемых проводов (цепей) О разделяют на одно- и многоцепные; по конструкции - на одностоечные, А-, П- и АП-образные, свободностоящие, с оттяжками. Устанавливают опоры на  фундаментах или непосредственно в грунте. 
 Применяют деревянные,  и металлические О Деревянные О (рис. 1) устанавливают на ЛЭП напряжением до 220 кв (преимущественно на ЛЭП напряжением до 20 кв и в лесных районах). На изготовление О обычно идут сосновые и лиственничные столбы, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком). Часто деревянные О укрепляют на  приставках (пасынках) или сваях. В конце 60-х гг. 20 в. за рубежом стали изготовлять О из клееной древесины, что позволяло использовать короткомерный пиломатериал и увеличить прочность опор. Деревянные О дешевы, сравнительно просты в изготовлении и надежны в эксплуатации. Первая в СССР крупная ЛЭП - Каширская ГРЭС - Москва - напряжением 110 кв и протяженностью 120 км была сооружена на деревянных опорах.
 
 Более высокую механическую прочность имеют  О (рис. 2), конструкции которых были разработаны в СССР впервые в 1933. Однако из-за отсутствия в то время индустриальной базы массовое применение их на строительстве ЛЭП всех напряжений началось лишь в 1955. Преимущества  О - простота конструкции и технологичность заводского изготовления. Такие О обычно кольцевого или прямоугольного сечения, их изготовляют в основном из предварительно напряженного  Наиболее распространены промежуточные одностоечные  О с металлическими траверсами, устанавливаемые непосредственно в грунте. Кроме того, на ЛЭП напряжением 110-500 кв широко используют промежуточные и анкерно-угловые  О с оттяжками.
 
 Металлические О (рис. 3) обладают меньшей, чем  массой и высокой механической прочностью, что позволяет создавать опоры значительной высоты, рассчитанные на большие нагрузки. Их применяют на ЛЭП всех напряжений, часто в сочетании с  промежуточными опорами. Металлические О незаменимы на линиях с большими механическими нагрузками (например, на переходах). Металлические О изготовляют в основном из стали, в отдельных случаях (за рубежом) из  сплавов; для защиты от коррозии их окрашивают или оцинковывают. По способу изготовления металлические О делят на сварные, поступающие с заводов в виде готовых секций, и болтовые, которые собирают на трассе из отдельных элементов (раскосов, стержней, поясов) на болтах. Устанавливают металлические О на фундаментах.
 
 Лит.: Правила устройства электроустановок, 4 изд., М. - Л., 1965; Справочник по строительству линий электропередачи, 3 изд., М., 1971.
 
 Ф. А. Магидин.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:20:58 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |