|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Омейяды | Омейяды (далее О), династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия , сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, О завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания); вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.). О ввели наследственный принцип верховной власти в роде О (вместо избрания халифов после Мухаммеда). Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат О иногда называется Дамасским халифатом), Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой О была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой - крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви О, начало которой положил Мерван (правил в 683-685). При О в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введен арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены динаром и дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжелые поборы и новые налоги, которыми облагалось покоренное арабами население (при О вместо фиксированной дани времен арабских завоеваний был введен налог по платежеспособности), поземельная политика О, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу О и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима О были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших О Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских О
Лит.: Бартольд В. В., Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966; его же, Халиф Омар ..., там же; Заходер Б. Н., История восточного средневековья, М., 1944; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; Надирадзе Л. И., Проблема государственной собственности на землю в халифате в - вв., в сборнике: Арабские страны, М., 1970: Петрушевский И. П., К истории рабства в халифате -X вв., "Народы Азии и Африки", 1971, № 3; Shaban М. A., The Abbasid revolution, L., 1970.
Л. И. Надирадзе.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:27:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|