|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Октябрьская железная дорога | Октябрьская дорога (далее О), одна из старейших и крупных дорог СССР, объединяет северо-западные участки ж.-д. сети Европейской части СССР. Управление — в г. Ленинграде. Граничит с Северной ж. д. (станции Маленга, Кошта (вблизи Череповца), Сонково), с Московской ж. д. (станции Москва (Октябрьская),Савелово, Шаховская и Осуга), с Белорусской ж. д. (станции Езерище и Дретунь), с Прибалтийской ж. д. (станции Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские и Нарва), с ж. д. Финляндии (станции Лужайка, Светогорск и Сювяоро). По эксплуатационной длине 10 026 км занимает (1974) 2-е место среди 26 дорог СССР. До 1923 называлась Николаевской ж. д. В состав О входят первые дороги России общего пользования, в частности участок Ленинград — Пушкин — Павловск (бывшая Царскосельская ветка, построенная в 1837) и двухпутная линия Ленинград — Москва, сданная в эксплуатацию в 1851. О к началу 70-х гг. имела 11 отделений: Мурманское, Кемьское, Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Ржевское, Псковское и 3 отделения, которые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленинградскому узлу. О простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. км), свыше 900 км расположено за Полярным кругом. В южной части дорога имеет достаточно развитую сеть линий как меридианных, так и широтных, в северной части — основная линия Ленинград — Мурманск с рядом ответвлений от нее. О связывает Москву и Ленинград и обслуживает народное хозяйство и население Мурманской области, Карельской АССР, Ленинградской, Псковской, Новгородской и частично Вологодской, Московской и Ярославской области. Основные грузы: стройматериалы, лесные, руда, и минеральные удобрения, нефтяные грузы, продукция ленинградской промышленности. Велико значение дороги и для внешнеторговых связей, осуществляемых через Ленинградский и Мурманский морские порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов на Белом море (Кандалакша, Кемь, Беломорск) и Беломорско-Балтийский канал.
По размерам грузооборота О является средней в сети дорог СССР (4—5% общего грузооборота), но по размерам пассажирооборота занимает 2-е место (после Московской ж. д.). Почти 1/5 всех пригородных перевозок осуществляется О, главным образом на участках, примыкающих к Ленинграду и Москве. Крупнейший узел — Ленинградский; к нему сходятся линии 5 направлений. Крупные узлы О — Волховстрой, Новосокольники, Бологое, Ржев, Дно, Псков.
Линия Ленинград — Москва, все пригородные участки в Ленинградском узле, участок Мурманск — Кандалакша — Лоухи имеют электрическую тягу, ведутся работы (1974) по переводу на электротягу и др. наиболее грузонапряженных участков дороги, в частности на Мурманском направлении. В 1972 удельный вес электрической тяги в грузовом движении составил свыше 28%, тепловозной тяги — свыше 66%, паровозной — около 5%. В пассажирском движении удельный вес электротяги еще выше, в 1972 она составила около 63% . На линии Ленинград — Москва курсируют самые быстрые в СССР пассажирские экспрессы, развивающие скорость до 160 км/час. Сооружаются вторые пути на ряде однопутных участков (например, на Мурманском направлении). В Ленинградском узле имеется одна из первых в СССР автоматизированных сортировочных горок (на станции Ленинград — Московский сортировочный). На О широко применяются современная вычислительная техника и автоматизированные системы управления рядом технологических перевозочных процессов. Награждена орденом Ленина (1966).
Е. Д. Хануков.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 23:36:40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|