|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Объект (философ.) | Объект (далее О) (позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О (философ.) становятся те существующие независимо от человека и его сознания вещи, которые включаются в человеческую деятельность. При этом объективная реальность выступает как О (философ.) для каждого познающего индивида в формах деятельности, языка и знаний (в частности, логических категорий), выработанных историческим развитием общества.
Движение познания от эмпирического уровня к теоретическому сопровождается, как правило, появлением т. н. теоретических О (философ.), существенно отличных от эмпирических. Но эмпирические и теоретические О (философ.) не представляют собой двух разных сфер деятельности. Такие предметы теоретического познания, как идеальные газы, идеально твердые тела и др. идеализации, реально не существуют в качестве О (философ.), а представляют лишь необходимый для построения теоретического языка способ выделения и фиксации тех сторон О (философ.), которые не охватываются во всей полноте своих свойств и в своих всеобщих связях в эмпирическом знании. Что касается онтологического статуса таких теоретических О (философ.), как, например, элементарные частицы, то он в принципе не отличается от статуса макротел, с которыми имеет дело эмпирическое познание: в этом и в другом случае знание о теоретических О (философ.), не сводимое по содержанию к эмпирическому знанию, используется для объяснения поведения эмпирических О (философ.) (например, объяснение некоторых особенностей поведения макротел с помощью молекулярно-кинетической теории). Т. о., во всех случаях движение познания от эмпирии к теории есть не отход от "данного" О (философ.) и его замещение некоторым содержанием, произвольно конструируемым субъектом, а способ реконструирования, т. е. глубокого теоретического отражения подлинного содержания О (философ.), которое не может быть адекватно выявлено на эмпирическом уровне. Данная теоретико-познавательная концепция, развиваемая диалектическим материализмом, противостоит как тем философским теориям, которые утверждают, что познаваемый О (философ.) непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего с "данностью" всегда есть "отход" от О (философ.) (созерцательный материализм, позитивизм, феноменология), так и тем концепциям, которые считают, что О (философ.) есть "объективация" внутреннего содержания субъекта (кантианство, прагматизм и др.).
Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965.
В. А. Лекторский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:57:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|