|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Обрамленная повесть | Обрамленная повесть (далее О), средневековый литературный жанр, для которого характерно объединение посредством связующей повествовательной "рамки" разнородных рассказов новеллистического, сказочного или басенного типа. Нарративная, развлекательная установка вставных рассказов обычно сочетается с дидактической тенденцией рамочной истории, придающей сборникам О композиционную цельность и художественную завершенность. Истоки О можно обнаружить в повествовательной литературе и фольклоре Древнего Востока и европейской античности, но окончательно как жанр она сложилась, по-видимому, в Индии в 1-й половине 1-го тыс. н. э. Образцовыми произведениями жанра считаются "Великий сказ" Гунадхьи, дошедший в поздних переделках, и особенно "Панчатантра", в которой часть вставных рассказов присоединена непосредственно к рамке, а остальные — последовательно друг к другу, образуя многоступенчатую систему подчинения (т. н. композиция "выдвижных ящиков" — emboxed tales (английское) или récit à tiroirs (французское)). Дидактическая направленность рамочной истории, свойственная "Панчатантре", значительно ослаблена в других средне-вековых санскритских сборниках: "25 рассказов веталы", "70 рассказов попугая", "Жизнь Викрамы" и др., где рамка служит лишь формальным поводом для нанизывания вставных эпизодов. Композиция О позволяла вводить в нее новые и заменять старые рассказы; это приводило к существованию многих версий одного и того же памятника и содействовало проникновению О в фольклор и литературы Востока и Запада. С помощью переводов с языков и компиляции из местных и иноземных фольклорных источников возникают произведения О на персидском, арабском, монгольском, еврейском, греческом, тюрком, славянском и романских языках ("Калила и Димна", "Книга Синдбада", "Тысяча и одна ночь", "Книга попугая", "Волшебный мертвец" и др.). В Европе ранними и относительно самостоятельными образцами жанра являются средне-вековые дидактические сборники "exempla" и среди них "Наставление клирикам" Педро Альфонсо (1062—1140) и "Граф Луканор" Хуана Мануэля (1282—1348). Впоследствии композиционная структура О прослеживается в "Кентерберийских рассказах" Дж. Чосера, "Гептамероне" Маргариты Наваррской, у итальянских новеллистов Возрождения и прежде всего в "Декамероне" Дж. Боккаччо.
Лит.: Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; Гринцер П. А., Древнеиндийская проза. (О), М., 1963; Benfey Т., Panchatantra. ünf ücher indischer Fabeln, Märchen und Erzählungen, Bd 1—2, Lpz., 1859; Jolles A., Einfache Formen, Halle, 1956.
П. А. Гринцер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 13:08:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|