|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Обледенение самолета | Обледенение самолета (далее О), опасное явление, ухудшающее аэродинамические характеристики и летные качества самолета, его устойчивость и управляемость, увеличивающее лобовое сопротивление; О может нарушить работу двигателей, навигационных приборов и радиосвязь и привести к катастрофе. Различают О в полете и наземное. Первое возникает главным образом при столкновении самолета с переохлажденными водяными каплями облаков и осадков и их последующем замерзании. Толщина слоя льда на некоторых деталях самолета может достигать 10 см и более.
Характер отложения льда при О в полете, его форма, структура, интенсивность образования определяются размерами и концентрацией капель, а также процессами теплообмена обледеневающей поверхности. Чем мельче капли и чем ниже скорость полета, тем легче капли увлекаются потоком воздуха, обтекающего самолет, и, следовательно, тем меньшая их доля сталкивается с самолетом. Чем выше температура воздуха и скорость потока, больше размеры и концентрация капель, тем более оптически однороден и прозрачен слой льда и более неровна и бугриста его поверхность, что приводит к заметному ухудшению условий обтекания несущих плоскостей (крыльев) самолета. Оптическая однородность при этом связана с тем, что процесс намерзания льда проходит под тонкой пленкой воды, не успевающей замерзнуть до осаждения следующих капель. При низких температурах и малых концентрациях капель нарастает гладкий (и, следовательно, менее опасный) лед, который благодаря наличию воздушных включений непрозрачен и часто имеет молочно-белый цвет.
С увеличением скорости полета растет нагрев поверхности самолета, что приводит к росту испарения льда с нее при наличии обледенения. При сверхзвуковых скоростях полета нагрев и испарение велики и О мало вероятно, однако в этом случае наиболее опасно обледенение двигателей, которое может происходить и в облаках и даже в безоблачной атмосфере. Охлаждение всасываемого в двигатель воздуха в результате адиабатического расширения может привести к его пересыщению водяным паром, образованию капель и обледенению входных частей двигателя. С О в полете ведется борьба как пассивная (правильный выбор маршрута и высоты полета), так и активная - подогревом или др. способами устранения льда. Наибольшее распространение получили электрические противообледенители с циклическим подогревом (см. также Противообледенительное устройство).
На земле О возможно в результате намерзания на поверхности самолета переохлажденного дождя или мокрого снега, поэтому самолет обычно зачехляют во время стоянки.
Лит.: Мазин И. П., Физические основы обледенения самолетов, М., 1957; Трунов О. К., Обледенение самолетов и средства борьбы с ним, М., 1965; Противообледенительные системы летательный аппаратов, М., 1967.
И. П. Мазин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 23:33:29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|