|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Обделка | Обделка (далее О) подземного сооружения, конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания, требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей горных, О имеет постоянное назначение, форма и размеры О определяются габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели, подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т.п.), а также характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление, подвижные нагрузки и т.д.). Материалами О служат: монолитный бетон и сборный и металл (чугун, реже сталь). Большим разнообразием отличаются О тоннелей.
Монолитные О (бетонные и применяют в основном при сооружении (преимущественно горным способом проходки) тоннелей особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового (наиболее часто), эллиптических, параболических и др. очертаний.
Ведутся исследования и опытные работы (1974) по внедрению бетонной монолитно-прессованной О, весьма эффективной при сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей и перегонных тоннелей метрополитена. Эта О отличается высокой прочностью, водонепроницаемостью и гладкой внутренней поверхностью.
Сборные О бывают криволинейного и прямоугольного очертаний. Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках, преимущественно в тоннелях метрополитена. Различают сборные О криволинейного очертания чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах при наличии большого гидростатического давления, и — из блоков сплошного сечения (рис., а) или ребристые, применяемые в сравнительно сухих породах. Водонепроницаемость О обеспечивается гидроизоляцией стыков (например, расширяющимся цементом), а также уплотнением т. н. заобделочного пространства путем нагнетания в него цементно-песчаного раствора (либо бентонитовой глины). В обводненных условиях заложения тоннельных конструкций водонепроницаемость сборной О достигается применением внутреннего гидроизоляционного покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства (в процессе заводского изготовления блоков О) наружного или внутреннего экрана. В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого заложения) эффективно применение сборной О, "обжатой породой" для обеспечения совместной работы О и окружающего массива и предотвращения осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена открытым способом широкое применение получили сборные О прямоугольного очертания (рис., б). Для обеспечения водонепроницаемости таких О используется наружная гидроизоляционная обмазка или оклеечная гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О
Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного М., 1959; Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, М., 1970.
Я. Г. Гельман.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 23.02.2025 20:28:02
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|