|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Неоклассицизм | Неоклассицизм (далее Н) неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 — 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко).
Термин "Н" широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины 18 — 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 — 1-й половины 18 вв.
Возникновение Н (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить тревожной и противоречивой реальности некие "вечные" эстетические ценности, а идейному и формальному строю художественных течений, захваченных поисками непосредственного соответствия современности, идеальность образов, их вневременность, "очищенность" от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм. При этом Н обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классических традиций как бы выявляет историческую преемственность этапов художественного процесса. В то же время механическое применение классических формальных приемов, тенденциозная, нарочитая интерполяция классических мотивов (в искусстве 20 в. нередко официально инспирированные) приводят к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных произведений.
В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и ее лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и "модерна". В ряде стран Н этого времени использовал конструктивные приемы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во П. Беренс в О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. Н получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.); в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль и др.). В США и Великобритании Н 10—20-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчеркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914—22, архитектор Г. Бэкон; см. илл.). В 30-е гг. средства Н широко использовались в архитектуре Италии и для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии (Университетский городок в Риме, 1930—35, архитектор М. Пьячентини; Дом искусства в Мюнхене, 1933—37, архитектор П. Л. Трост; Имперская канцелярия в Берлине, 1938, архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945). В этих постройках Н был приведен к подчиненным строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам. С конца 50-х гг. Н развивался преимущественно в архитектуре США (так называемый Н 60-х гг.), чему способствовало строительство по официальной программе (предусматривавшей определенный стилистический характер сооружений) около 50 зданий дипломатических служб США в разных странах. Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приемов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко — введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией (посольства США: в Дели, 1958, архитектор Э. Стоун, Лондоне, 1960. архитектор Э. Сааринен, Афинах, 1957—61, архитектор В. Гропиус, и др.). Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют четкое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы Н нашли также известное отражение в советской архитектуре 2-й половины 30-х — начала 50-х гг.
В изобразительном искусстве термин "Н" охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.
Некоторые предвосхищающие Н моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.). Однако впервые о Н как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к так называемому неоидеализму, окончательно сложившемуся к концу 1870-х гг. в Полемизируя как с академической эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя "вечным" идеалам красоты, "неоидеалисты" (живописцы А. Фейербах и Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и др.) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлеченно-рассудочной форме) монументальность и пластичная четкость классического искусства. В области эстетики это стремление обосновывалось в сочинениях К. Фидлера, считавшего задачей искусства преодоление "хаоса" действительности, формотворчество как выражение особой "формы видения" художника. Большое распространение Н получил в конце 19 — начале 20 вв., явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определенные позднеакадемических тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (причем не столько периода классики, сколько архаики), реже — искусства Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой "модерна". Термин "Н" в разной мере применим к творчеству или к отдельным сторонам творчества таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, К. С. Петров-Водкин в России. Причастность к Н обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х гг., возникшие как реакция соответственно на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в (А. Канольдт и др.), оказавшая в 30-е гг. влияние на регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая в 20-е гг. эволюцию "метафизическая живопись" в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.): "неоэнгризм" П. Пикассо во отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью и в большей мере повлиявший на характер Н др. европейских школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художественных средств Н использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетических образов, воплощающих культ государственной мощи и "героя-сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Применительно к литературе термином "Н" в советской науке строго обозначают сравнительно узкие течения (начала 1890-х — середины 1900-х гг.), эстетически аналогичные Н в изобразительном искусстве рубежа 19 и 20 вв. (во — так называемая романская школа во главе с Ш. Морисом и Ж. Мореасом, в — творчество П. Эрнста, В. Шольца, С. Люблинского). Различных по социально-политическим устремлениям писателей-неоклассиков объединяют родственные принципы эстетики и поэтики: отрицательная реакция как на натурализм (его демократического героя, заземленного, детерминированного средой и натурой), так и на французский символизм и немецкий неоромантизм (их пессимизм, надломленность, субъективизм, эмоциональную растерзанность, фантастичность, формальные изыски); ориентация на античную трагедию и классицизм (их утверждение надличной, объективной, абсолютной нравственной ценности, героический стоицизм персонажей, ясность и "благородство" стиля, строгость и "необходимость" в построении сюжета); опора на "незыблемые" традиции классической европейской культуры в противовес декадансу и прозаичной реальности; и одновременно — разрыв с традициями критического реализма. Своеобразной разновидностью Н в 30-е гг. явилось также течение "новый гуманизм" в литературе США.
В широком смысле Н называют идейно-стилистический принцип (неоднократно возникавший в 19—20 вв. после эпохи классицизма), основанный на использовании античных образов и мотивов, сюжетов и конфликтов; обычно ему присуща традиционная пластическая законченность и ясность поэтического языка. В различных странах и в разные эпохи Н обретал разнообразный идейно-художественный смысл (ср.: анакреонтическая поэзия К. Н Батюшкова и А. С. Пушкина, антологические стихи А. Н Майкова и Н Ф. Щербины, символистские стихи, драмы, историко-культурологические эссе В. И. Иванова и "античные" драмы И. Ф. Анненского или романтический эллинизм А. Шенье, творчество ряда поэтов "Парнаса", экзистенциалистская драма Ж. П. Сартра и Ж. Ануя).
Н в музыке, возникновение которого было обусловлено теми же предпосылками, что и в др. искусствах, не представляет целостного направления; можно говорить лишь об отдельных его проявлениях у тех или иных композиторов. Непосредственно подошел к Н в своих последних произведениях М. Регер. Возглавил направление Н в немецкой музыке П. Хиндемит. Определенную дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория "Царь Эдип", 1927; балеты — "Пульчинелла" на темы Перголези, 1919, "Аполлон Мусагет" на темы Люлли, 1927, "Поцелуй феи" на темы Чайковского, 1928; "Симфония псалмов", 1930; октет, 1923; и др.); неоклассические тенденции ясно проступают также в отдельных относящихся к 20-м гг. сочинениях представителей французской "шестерки" (Д. Мино, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и некоторых др. композиторов. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации; в то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией музыкального языка, применением, наряду с архаическими, современных средств музыкальной выразительности. В целом неоклассические тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны, в неоклассических произведениях возрождаются ясность, организованность, логика старых музыкальных стилей; с другой — Н зачастую ведет к холодному, формальному подражательству, к искусственному возрождению устаревших приемов.
Лит.: Колпинский Ю., Фашизм и монументальное искусство, "Искусство", 1934, № 4; Дурус А., К вопросу о художественной политике немецкого фашизма, там же, 1934, № 5; Ремпель Л. И., Архитектура послевоенной Италии, (М., 1935); Грабарь-Пассек М. Е., Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе, М., 1966; Бенуа А. Н, Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: Александр Бенуа размышляет..., М., (1968); Борисова Е. А., Н, в кн.: Борисова Е. А. и Каждан Т. П., Русская архитектура конца 19 — начала 20 века, М., 1971; Мачульский Г. К., Н 60-х годов (Филипп Джонсон), в сборнике: Архитектура современного Запада, М., 1973; Рейнгардт Л., "Новая вещественность" и риджионализм, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Denis М., éories. 1890—1910..., 3 éd., ., 1913; его же, Nouvelles théories. 1914—1921, ., 1922; Hitchcock A., Architecture: nineteenth and twentieth centuries, Harmondsworth — (a. o.), 1958; Stone Е. D., The evolution of an architect, . ., 1972. (Н в архитектуре).
А. В. Иконников.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:36:09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|