Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Немецкая идеология

"Немецкая идеология" (далее Н) ("Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков"), произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором они впервые разработали как целостную концепцию материалистического понимание истории, т. е. исторический материализм. Замысел "Н" относится к весне 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель. Маркс изложил ему материалистическое понимание истории в почти сложившемся виде и они решили сообща разработать свое новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связано написание "Тезисов о Фейербахе" как наброска идей для "Н". Дошедшая до нас рукопись "Н" была написана в ноябре 1845 — августе 1846, дополнение ко 2-му т. (работа Энгельса "Истинные социалисты") — в январе— апреле 1847. Работа над рукописью не была завершена. "Н" состоит из 2 томов: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике немецкого мелкобуржуазного "истинного социализма". Основное теоретическое содержание сконцентрировано в 1-й главе 1-го т. ("Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений"), в остальных частях преобладает полемика, 2-я и 3-я глава 2-го т. в рукописи отсутствуют.

  Изложение материалистического понимания истории строится по такому общему плану: 1) предпосылки. 2) основная концепция: производство — общение — политическая надстройка — формы общественного сознания, 3) выводы.

  В "Н" Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит их историческая концепция, — это люди, их деятельность и ее материальные условия. Деятельность людей имеет две стороны: производство (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). Производство и общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является производство. В "Н" всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества.

  В "Н" Маркс и Энгельс впервые по существу выяснили диалектику взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь как диалектика производительных сил и формы общения (общественных отношений). Оно дало ключ к пониманию общей структуры человеческого общества (производительные силы — производственные отношения — политическая надстройка — формы общественного сознания) и общей закономерности его исторического развития (начало учения об общественных формациях) и позволило научно доказать неизбежность пролетарской, коммунистической революции как результата развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества. Это открытие позволило разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма, осуществить исторически первое обоснование научного коммунизма.

  В "Н" закладываются основы марксистской теории классов и классовой борьбы, раскрывается сущность государства вообще и буржуазного государства в особенности, появляется основная формула исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания: "Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание" (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29, 30).

  В "Н" впервые были выяснены две основные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: развитие производительных сил и формирование революционного класса, пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы "Н" определяют ее как достаточно высокий уровень развития крупного машинного производства: "... только с развитием крупной промышленности становится возможным и уничтожение частной собственности" (там же, с. 65). Маркс и Энгельс характеризуют пролетарскую революцию как двуединый процесс — изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: "... революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (там же, с. 50). В "Н" Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания пролетариатом политической власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (см. там же, с. 43). Опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории, авторы "Н" в общих чертах разрабатывают теорию будущего, коммунистического общества.

  Сущность концепции, развитой в "Н", авторы резюмируют следующим образом: "Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения — т. е. гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического... объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу... — что не критика, а революция является движущей силой истории..."  (там же, с. 51—52).

  Рукопись "Н" Марксу и Энгельсу опубликовать не удалось. "Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, — писал впоследствии Маркс, — что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 8). При их жизни была опубликована, по-видимому, только 4-я глава 2-го т. (1847). После смерти Энгельса публиковались только отдельные части рукописи: 3-я глава 2-го т. (1899, по рукописи), 3-я глава 1-го т. (1903—1904, около половины текста: рус. пер. 1913), 2-я глава 1-го т. (1921). Важнейшая 1-я глава 1-го т. была впервые опубликована в СССР институтом Маркса и Энгельса в 1924 на русском языке ("Архив К. Маркса и Ф. Энгельса", книга 1, редактор Д. Б. Рязанов) и в 1926 на языке оригинала ("Marx — Engels Archiv", Bd 1; подготовил П. Л. Веллер). Впервые полностью рукопись "Н" была опубликована в СССР институтом Маркса — Энгельса — Ленина, под редакцией В. В. Адоратского в 1932 на языке оригинала (Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5; подготовил П. Л. Веллер) и в 1933 на русском языке (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; подготовил Б. Э. Быховский). Публикации 1924—26 и 1932—33 легли в основу многих переводов и переизданий.

  В 1955 "Н" была заново опубликована в виде 3-го т. 2 изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (подготовили И. И. Прейс и А. А. Уйбо). Аналогичные издания вышли в Болгарии (1957), ГДР (1958), Румынии (1958), Чехословакии (1958 на чешском, 1961 на словацком языке), на Украине (1959), в Венгрии (1960), КНР (1960), Польше (1961), Латвии (1963), Японии (1963), Югославии (1964), на английском языке (1964 в Москве и 1965 в Лондоне), в Италии (1972). В 1962 были опубликованы найденные в Амстердаме новые страницы рукописи ("International Review of Social History", v. 7, p. 1).

  В 1965 ("Вопросы философии", № 10—11) и 1966 (отдельное изд.) институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую, наиболее полную публикацию 1-й главы с расположением и расчленением текста в соответствии со структурой и содержанием рукописи (подготовил Г. А. Багатурия, редактор В. К. Брушлинский). Аналогичные издания вышли на немецком (1966, "Deutsche Zeitschrift für Philosophic" и несколько переизданий), сербскохорватском (1967), грузинском (1968), украинском (1968), французском (1968, 1970), итальянском (1969), английском (1969, 1972), финском (1972) языках. В общей сложности текст рукописи "Н" публиковался полностью или частично не менее 150 раз.

 

  Лит.: Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5, В., 1932; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; их же, Фейербах, Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии"), М., 1966; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—8; Ойзерман Т. И., формирование философии марксизма, М., 1962; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 3, М., 1968; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса, в сборнике: Маркс — историк, М., 1968; его же, Из опыта изучения рукописного наследства Маркса и Энгельса, в сборнике: Источниковедение, М., 1969; Rossi М., Marx е la dialettica hegeliana, parte , Roma, 1963; Michalik M., Obrachunki filozoficzne Karola Marksa w "Ideologii neimieckiej", Warsz., 1966; Andréas ., Mönke ., Neue Daten zur "Deutschen Ideologie", "Archiv für Sozialgeschichte", Bd 8, Hannover, 1963.

  Г. А. Багатурия.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 18:27:42