| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Натуральные лады |  | Натуральные лады (далее Н) в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней —  альтераций (см. Диатоника). Н издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской музыке. К ним принадлежат следующие (полные и неполные) лады: эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, редко встречающийся локрийский, а также переменные диатонические лады и все виды ангемитонной пентатоники. 
 Названия основных диатонических Н были заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, однако эти лады не соответствуют по структуре имеющим те же названия древнегреческим диатоническим ладам (см. Древнегреческие лады).
 
 Н обладают разнообразной окраской звучания. Например, миксолидийский отличается просветленным минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т.п. В 19—20 вв. различные композиторы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют Н и опирающуюся на них натуральную гармонию в связи с особыми выразительными задачами и в колористических целях. Понятие Н условно. Слово "натуральный" означает "данный природой", "естественный". Однако, если для европейской музыки натурален диатонизм, составляющий ее ладовую основу, в восточных музыкальных культурах столь же природными, т. е. натуральными, являются и лады, включающие недиатонические интервалы, например увеличенную секунду.
 
 Лит.: Тюлин Ю., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Котляревський ., Дiaтонika i  як категорiï музичного мислення, Киïв, 1971.
 
 Ю. Н. Холопов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:08:53 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |