Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Натурализм (в лит-ре и иск-ве)

Натурализм (далее Н) (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа),

  1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом Н (в лит-ре и иск-ве) был человеческий характер в его обусловленности прежде всего физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-исторические факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля). Н (в лит-ре и иск-ве) возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика Н (в лит-ре и иск-ве) ориентирована на естественные науки и прежде всего на физиологию. Задача Н (в лит-ре и иск-ве) заключалась в "экспериментальном" (научном) изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как "человеческий документ", а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.

  Н (в лит-ре и иск-ве) сформировался во Его философской основой явились позитивизм О. Конта и эстетической теории И. Тэна. Литературными предшественниками Н (в лит-ре и иск-ве) были Ж. Шанфлери, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество которого воспринималось как пример объективного и "научного" искусства, а также братья Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно Н (в лит-ре и иск-ве) оформился с приходом в литературу Э. Золя, который разработал теорию направления (сборник "Экспериментальный роман", 1880, "Романисты-натуралисты", 1881, "Н в театре", 1881) и попытался осуществить ее в своем художественном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних противоречий и литературной борьбы. К Н (в лит-ре и иск-ве) тяготели также О. Мирбо, братья Рони, братья В. и П. Маргерит, Л. Декав, из драматургов — А. Бек и др. Однако в конце 80-х гг. школа распалась. Н (в лит-ре и иск-ве) утрачивает четкость теоретических принципов и сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма; у других как своеобразная реакция на Н (в лит-ре и иск-ве) рождается тяга к символизму. Творчество многих натуралистов проникается мотивами декадентства.

  Изучение общества с позиций естествоиспытателя, уподобление художественного познания научному, преимущественный интерес к физиологическим основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как "романтическим заблуждениям") в целом вели к ограничению художественной правды в произведениях натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусственные теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие многих произведений Н (в лит-ре и иск-ве) Так, Золя, декларируя свое намерение дать в 20-томной серии "Ругон-Маккары" "естественную и социальную историю одной семьи", подчинял характеры и судьбы своих героев скорее общественным, чем "естественным" факторам. Мотив наследственности отступал перед конкретным исследованием социальных отношений. Изучение материального быта, в котором Н (в лит-ре и иск-ве) видел ключ к пониманию человеческой психики, зачастую позволяло выявить классовую природу сознания. Описав быт и условия труда семьи Маэ ("Жерминаль"), Золя вскрыл истоки противоречий, вызывающих классовую борьбу, а в романе "Земля" обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника.

  Свойственный Н (в лит-ре и иск-ве) детерминизм зачастую приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной несвободе его воли преодолевалось лишь некоторыми писателями. Если Золя, веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (например, у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистическое убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных на улучшение общества.

  Уподобляя литературу науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая ее как морализирование. Они полагали, что действительность, которую они изображают с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна. Однако у некоторых натуралистов "бесстрастность" стала оправданием общественного индифферентизма, ухода от идеологической борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Натуралисты считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда значительное расширение тематики искусства Н (в лит-ре и иск-ве), интерес к "грубой правде" жизни, т. е. на практике — к жизни обездоленных и угнетенных ("Жермини Ласерте" братья Гонкур, "Западня" Золя, и др.). Однако стремление подчиниться материалу, записывать "под диктовку жизни" зачастую приводило "ортодоксальных натуралистов" к бессюжетному "потоку жизни" ("Прекрасный день" А. Сеара, "По течению" Гюисманса).

  В 60—80-е гг. Н (в лит-ре и иск-ве) сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в том числе борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в том числе жизнь "социальных организмов" — завода, магазина и т.д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике. Он ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, он содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

  В др. странах Н (в лит-ре и иск-ве) стали называть сходные явления, возникшие из национальных общественных и литературных потребностей, но осмысливаемые в свете французского опыта. В Н (в лит-ре и иск-ве) стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Немецкий Н (в лит-ре и иск-ве) обновил как тематику и проблематику, так и поэтику немецкой литературы, во многом предопределив пути ее развития в 20 в. Несомненна антикапиталистическая, а иногда социалистическая направленность многих его произведений. Прологом немецкой Н (в лит-ре и иск-ве) была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт; наиболее полно Н (в лит-ре и иск-ве) воплотился в творчестве А. Хольца; крупным достижением Н (в лит-ре и иск-ве) стали драмы Г. Гаунтмана "Перед восходом солнца" и "Ткачи". В Англии Н (в лит-ре и иск-ве) повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В США Н (в лит-ре и иск-ве) приобрел острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным Н (в лит-ре и иск-ве) литературным движением явился веризм (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением принципов Н (в лит-ре и иск-ве) в творчестве Э. Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. Представителем Н (в лит-ре и иск-ве) в Бельгии был К. Лемонье. Некоторое влияние Н (в лит-ре и иск-ве) оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена и К. Гамсуна.

  В России термин "Н (в лит-ре и иск-ве)" не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологического исследования, осложненные идеей биологической наследственности, сказались в творчестве ряда писателей конца 19 в., в частности в романах Д. Н (в лит-ре и иск-ве) Мамина-Сибиряка. Откровенно подражательная близость к французской Н (в лит-ре и иск-ве) характерна для некоторых произведений П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур в России.

  В области сценического искусства основное требование натуралистов —"переживать, а не играть" пьесу, изучать жизнь и следовать исторической, бытовой и психологической правде, точно воссоздавать среду, окружающую героев. Э. Золя призывал приблизить театр к социальной действительности, создавать индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из народа.

  Борясь с условностью и профессиональными штампами современного театра, представители Н (в лит-ре и иск-ве) стремились трактовать спектакль как "кусок жизни", перенесенный на сцену. В драматургии и инсценировках литературных произведений изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его особенно характерными чертами стали: биологическое истолкование поступков, повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее видных представителей Н (в лит-ре и иск-ве) — режиссер А. Антуан ( О. Брам ( актеры Э. Цаккони (Италия), П. Н (в лит-ре и иск-ве) Орленев (Россия). С конца 19 в. крайнее проявление Н (в лит-ре и иск-ве) — театральные представления, насыщенные "ужасами".

  Разностороннее и социально значительное творчество ведущих представителей Н (в лит-ре и иск-ве), особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное влияние на ряд художников последней трети 19 — начала 20 вв. К этому кругу относятся во Э. Мане (поддержанный критическими статьями Золя и написавший его портрет и картину "Нана"), Э. Дега, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, в Бельгии К. Менье, П. Полюс, в М. Либерман, Г. Бартельс, Р. Штерль, К. Кольвиц, в Италии представители веризма — В. Вела и др. Н (в лит-ре и иск-ве) было родственно стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное для живописи импрессионизма. Вместе с тем близким Н (в лит-ре и иск-ве) было расширение круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетенного и борющегося пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны "Жерминалю" Золя, а "Восстание ткачей" Кольвиц навеяно "Ткачами" Гауптмана. Однако в истории изобразительного искусства термин "Н (в лит-ре и иск-ве)" связан с совсем другим рядом явлений. Это было вызвано эволюцией понятия "Н (в лит-ре и иск-ве)", вначале означавшего конкретное историко-литературное направление, но затем перенесенного на более общие и лишь частично связанные с ним явления.

  2) Порожденные буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции и противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художественные обобщения, критичность отбора и оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистического направления (см. выше) была замена социальной типизации и общественной оценки жизненных явлений "беспристрастным" изображением фактов и событий; поэтому Н (в лит-ре и иск-ве) был со временем рядом художественных теоретиков и критиков противопоставлен критическому реализму как искусство, якобы стоящее вне общественных, эстетических и этических норм и воспринимающее жизнь без ее переработки в свете социальных, философских и иных концепций. Апология "беспристрастности", подвергнутая критике П. Лафаргом во Ф. Мерингом в Л. Н (в лит-ре и иск-ве) Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась как бы идеологическим оправданием поверхностного, бескрылого изобразительства и пассивного копирования второстепенных подробностей, которые давно уже стали своего рода традицией в буржуазном искусстве 19 в. С 1820—30-х гг. эти черты проявились в европейском, а позже в американском искусстве (программный характер они приобрели во французской живописи — у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академической идеализацией, они породили многочисленные разновидности салонного искусства. Такого рода плоское, безыдейное искусство, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим, широко распространилось с середины 19 в. Характерным явлением стало "снижение" исторических, религиозных и аллегорических жанров, в которых традиционные возвышенные представления намеренно сводились к прозаической повседневности, констатируемому бытовому факту (Э. Месонье во Ф. Уде в Л. Фредерик в Бельгии).

  Термин "Н (в лит-ре и иск-ве)" стал также связываться с пристрастием к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности, особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной жизни. Именно эта тенденция получила впоследствии гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма и особенно в "массовой культуре" буржуазного мира. Как Н (в лит-ре и иск-ве) обозначается и антисоциальный, биологический подход к человеку, характерный для многих проявлений декадентства. Крайнее проявление звериного биологизма в искусстве — расистские изображения "сверхлюдей", культ агрессивной варварской силы, присущие искусству фашистских и др. крайне реакционных режимов. Буржуазное искусство 20 в. восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств и патология, подробностей (особенно у живописцев-сюрреалистов), преувеличенно достоверное копирование внешних деталей (например, в новейшем "гиперреализме" с его иллюзионистической имитацией предмета и среды).

  В истории советской культуры Н (в лит-ре и иск-ве) стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художественному творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии, внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений. В этом понимании Н (в лит-ре и иск-ве) объединяет пассивную созерцательность общественной позиции художника, понимание им творческого акта как простого подражания, сведение художественной манеры и стиля к мелочному копированию жизни; в понятие "Н (в лит-ре и иск-ве)" включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека. Проявления Н (в лит-ре и иск-ве) такого рода многократно подвергались критике А. В. Луначарским, М. Горьким и др. как чуждые искусству социалистического реализма.

  Лит.: Боборыкин П. Д., Европейский роман в 19 столетии, СПБ, 1900; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, М. — Л., 1964; История французской литературы, т. 3, М. — Л., 1959; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Тагер Е. Б., Проблемы реализма и натурализма, в кн.: Русская литература конца 19 — начала 20 в., М., 1968; Frierson . С., L"influence du naturalisme franpais sur les romanciers anglais..., ., 1925; Hiauschek Н (в лит-ре и иск-ве), Der Entwicklungsbegriff in den theoretisch-programmatischen Schriften des fruhen Naturalismus, ., 1941; Penchat Ch., Histoire du naturalisme francaia, v. 1—2, ., 1949—50; Ahnebrink L., The beginnings of naturalism in American fiction, Uppsala — Camb., 1950; Walcutt Ch., American literary naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956; Hamann R., Hermand J., Naturalismus, ., 1959; Dumesnil R., Lerealisme et le naturalisme, ., 1965; Pomilio М., Dal naturalismo al verismo, (Napoli, 1966).

  Г. С. Авессаломова (Н (в лит-ре и иск-ве) в литературе),

  А. М. Кантор.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 10:02:28