|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Наблюдение (психологич.) | Наблюдение (далее Н) преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н (психологич.) как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н (психологич.) развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н (психологич.) выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное Н (психологич.), восприятие информации на приборах, Н (психологич.) как часть процесса художественного творчества и т.д.). С развитием науки Н (психологич.) становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному Н (психологич.) — однозначность замысла, система методов Н (психологич.), объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного Н (психологич.), либо применения иных методов исследования, например эксперимента (в то же время Н (психологич.) обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план все больше выступает интерпретация результатов Н (психологич.), т.к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).
Особую трудность представляет Н (психологич.) в социальных науках, где результаты Н (психологич.) в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н (психологич.), когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н (психологич.), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы "изнутри". В психологии изучению подвергается сам процесс Н (психологич.) Установлено, что качество Н (психологич.) обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н (психологич.) Наблюдательность как качество личности иногда является врожденной чертой характера, но для ее развития необходима определенная направленность.
Лит.: Басов М. Я., Методика психологических наблюдений над детьми, 3 изд., М. — Л., 1926; Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, гл. 6; Ядов В. А., Социологическое исследование. Методология, программа, методы, М., 1972, гл. 4, §1.
М. С. Роговин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 23.02.2025 09:09:46
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|