Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Муфта

Муфта (далее М) (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п. (см. Кабельная муфта, Соединение труб), и М приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нем деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, М приводов выполняют др. важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. М применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких тыс. квт). Различные способы передачи вращающего момента, разнообразие функций, выполняемых М, обусловили большой типаж конструкций современных М Наиболее распространенные из них стандартизованы .

  Передача момента в М может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (М с геометрическим замыканием); за счет сил трения или притяжения (М с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (М с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают М следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; М скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.

  Постоянные соединительные М выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жесткие некомпенсирующие, или глухие, М (рис. 1, а) соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жесткие компенсирующие М допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые М (рис. 1, б). Жесткие подвижные М допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные М (см. Карданная передача), которые допускают перекос осей до 45°, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные М, т. е. сочетание двух одинарных (рис. 1, б) и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными М, которые передают движение посредством шариков. Такие М применяют, например, в приводе передних ведущих колес автомобиля. К синхронным М относятся также плавающие, или крестовые муфты, называемые также кулачково-дисковыми М (рис. 1, г), конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие М К этой группе относятся втулочно-пальцевые М (рис. 1, д), широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также М более совершенной конструкции — М с торообразной оболочкой (рис. 1, е) и др.

  Управляемые, или сцепные, М, выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу М с геометрическим замыканием составляют кулачковые (рис. 2, а), зубчатые и др. М, отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые М с синхронизаторами (рис. 2, б). Такие М обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. М с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач. К управляемым М с силовым замыканием механической связью относятся М трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих М может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным (рис. 2, в) управлением. Такие М применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.

  Группу М с силовым замыканием электромеханической связью составляют М с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью (рис. 2, г), в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти М широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и др. рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных М, которые имеют с разделенными полюсами на обеих полумуфтах (рис. 2, д). Вращающий момент между валами передается при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы притяжения между полюсами полумуфт.

  Самоуправляемые, или автоматические, М включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные М, срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные М, или М свободного хода (рис. 3, а), передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные М (рис. 3, б), включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты, ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): М предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют М и др. типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.

  М скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие М передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, т. е. при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая М выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие М используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах. Электроиндукционные асинхронные М работают за счет сил взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и с разделенными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным Эти М используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы скорости.

  Лит.: Решетов Д. Н., Детали машин, 3 изд., М, 1974; Краткий справочник машиностроителя, М, 1966; Детали машин, 7 изд., М, 1972; Поляков В. С., Барбаш И. Д., Муфты, 4 изд., Л., 1973: Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 1, 3 изд., М, 1968.

  Н. Я. Ниберг.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:37:05