Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты (далее М)инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый Музыкальные инструменты обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определенным диапазоном звуков. Качество звучания Музыкальные инструменты зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины), различных приемов звукоизвлечения (например, пиццикато, флажолет).

  Музыкальные инструменты принято делить на народные и профессиональные. Народные Музыкальные инструменты могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и "межнациональными", пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

  В России издавна существовали ансамбли народных Музыкальные инструменты (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й половине 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские Музыкальные инструменты (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Многовековую и многообразную в своих национальных формах народную инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в советское время созданы оркестры и ансамбли народных инструментов, ведется большая работа по усовершенствованию народного инструментария.

  Профессиональными Музыкальные инструменты считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные Музыкальные инструменты своими истоками уходят в народные прототипы. Народным Музыкальные инструменты в далеком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея - гобой, и т. п.

  Развитие Музыкальные инструменты непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни Музыкальные инструменты, благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), многие др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

  Наиболее отчетливо связь Музыкальные инструменты с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где Музыкальные инструменты веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра "аристократическими" виолами. В 17-18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и ее семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но "безжизненная" продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и ее разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К концу 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришел новый клавишный инструмент - фортепьяно.

  Профессиональные Музыкальные инструменты, в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своем развитии также от состояния точных наук и техники производства - наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. - они остаются непревзойденными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных Музыкальные инструменты происходило в 18-19 вв. Создание Т. Бемом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение ее сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своем творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных Музыкальные инструменты, с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических Музыкальные инструменты

  Для определения видов Музыкальные инструменты существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по которой Музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным Музыкальные инструменты относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных Музыкальные инструменты, применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале 20 в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во 2-й половине 19 в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку Музыкальные инструменты делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых - сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна; четвертых - столб воздуха, заключенный в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

  Среди современных Музыкальные инструменты особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

  См. также ст. Оркестр и статьи об отдельных Музыкальные инструменты (народных и профессиональных)

  Лит.: Закс К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., М., 1932; Беляев В. М., МУзбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сборнике: Искусство азербайджанского народа, М. - Л., 1938; Агажанов А., Русские народные музыкальные инструменты, М. - Л., 1949; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, (ч. 1), М. - Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Жинович И. И., Государственный белорусский народный оркестр.. Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Беров Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Гуменюк А. ., Україньскi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967 (лит.).

  К. А. Вертков, С. Я. Левин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:04:14