Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музыкальная драма

Музыкальная драма (далее М) 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16—17 вв. (итал. dramma per (la) musica, dramma in musica), использовалось наряду с новым термином "опера" вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое во 2-й половине 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматического театра (более последовательное подчинение музыки драматическому действию, преодоление замкнутости отдельных эпизодов ради усиления сквозного действия, замена арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов — музыкально-диалогическими сценами). Теоретическую разработку проблем М наиболее полно осуществил Р. Вагнер в литературных работах 1849—52. Он выдвинул основной принцип: драма — цель, музыка — средство для ее воплощения; выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматического начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего несколько видов искусства. М резко противопоставлялась им традиционной опере 1-й половины 19 в., достижения которой он порой недооценивал. Начиная с "Лоэнгрина" (1848) Вагнер в своем оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные формы на основе принципов М Сам он, однако, протестовал против термина "М", предпочитая давать каждому своему оперному произведению индивидуальное определение. Вагнеровская концепция М оказала большое влияние на дальнейшее развитие оперного искусства. В то же время крупнейшие композиторы др. национальных школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень различна в таких, например, операх, как "Отелло" Верди, "Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова. М. П. Мусоргский в своих операх "Борис Годунов" и "Хованщина" создал совершенно особый тип "народной музыкальной драмы". 3) Драматическое произведение, в котором существенная роль отводится музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой М дает уже театр древнего мира и средних веков ("Шакунтала" в Индии, литургическая драма в католических странах Европы, музыкальный театр в Китае). В эпоху Возрождения к ней приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях "священные представления". В СССР термин "М" как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках Средней Азии и Казахстана. Первоначально это были обработки народных поэтических сказаний, включавшие народные песни и танцы ("Лейли и Меджнун" и др.), затем в такие пьесы стали вводить эпизоды, написанные профессиональными композиторами, оркестр народных инструментов был заменен симфоническим, большее значение приобрела музыкальная драматургия. В таких М ("Кыз-Жибек" Брусиловского, Казахстан, 1934; "Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узбекистан, 1937; "Алтын кыз" Власова и Фере, Киргизия, 1937, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена которых речитативами превращает произведение в оперу. 4) Термин "М" иногда применяется и для обозначения произведений оперного жанра, в которых господствует драматическое содержание, возникают острые драматические коллизии ("Фиделио" Бетховена, "Риголетто" Верди, "Кармен" Бизе, "Иван Сусанин" Глинки, и др.).

  Лит.: Вагнер Р., Художественное произведение будущего, пер. с нем., "Русская музыкальная газета", 1897, № 1—3, 5—12; его же, Опера и драма, пер, с нем., М., 1906;. Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Ферман В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Albright Н. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. honor of A. М. Drummond, lthaca — . ., 1944.

  Г. В. Крауклис.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 01:53:01