Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музыкальная акустика

Музыкальная акустика (далее М) наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука, громкость звука, тембр и длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальных системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, музыкальных инструментов, инструментовки и т. д.

  Как раздел музыкальной теории М зародилась еще в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М связан с именем выдающегося немецкого ученого-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха — так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М внесли в конце 19 — начале 20 вв. К. Штумпф и В. Келер ( которые ввели в нее учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М еще более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М связан с исследованиями советского музыковеда и ученого-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.

  Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. АН СССР", Серия физическая, 1949, т. 13, № 6; М, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz., 1883—90; öhler ., Akustische Untersuchungen, "Zeitschrift für Psychologie", 1910—13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, . ., (1966); Backus J., The acoustical foundations of music, . ., (1969). См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А.

  Е. В. Назайкинский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 02:27:32