| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Мотоцикл |  | Мотоцикл (далее М) (от лат. motor - приводящий в движение и греч. kýklos - круг, колесо), двух- или трехколесное (трицикл) транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом более 49,8 см3. Первые М появились в конце 19 в. в Западной Европе. В 1924-32 в Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные образцы М ("Союз", ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-З, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное производство М в СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-300: рабочий объем 300 см3, мощность 4,7 квт) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная с Л-300). 
 По назначению М подразделяются на дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) и специальные. Дорожные М (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам и массе, хорошей маневренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются как средство индивидуального транспорта. К специальным М относятся патрульные, эскортные, торговые и т. п.
 
 М (рис.) состоит из нескольких групп механизмов: двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экипажной) части, системы электрооборудования. Двигатель М - карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение - встречным потоком воздуха (на отдельных моделях спортивных и высокофорсированных дорожных М - водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных М составляет 51,5-98,2 квт/л (70-130 л. с./л), 4-тактных - 37-66 квт/л (50-90 л. с./л), спортивных - 146-220 квт/л (200-300 л. с./л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней (моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве М Коробка передач - шестеренчатая, имеет от 2 до 6 передач; на большинстве дорожных М - 4. Передняя передача (от двигателя к коробке) - цепная, реже - шестеренчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу) - цепная, реже - карданный вал. В электрооборудование входят источники питания (генераторы переменного или постоянного тока, аккумуляторные батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы поворота, торможения и звуковые сигналы).
 
 Табл. 1. - Техническая характеристика дорожных мотоциклов, выпускаемых в СССР
 
   | Показатели
 
 | М-106
 
 | "Восход-2"
 
 | "Планета-3"
 
 | ИЖ-"Юпитер-3"
 
 | "Урал-3"* М-66
 
 | "Днепр"* МТ-9
 
 |   | Рабочий объем двигателя, см3
 
 | 123,5
 
 | 173,7
 
 | 346
 
 | 347
 
 | 649
 
 | 649
 
 |   | Число цилиндров (число тактов)
 
 | 1 (2)
 
 | 1 (2)
 
 | 1 (2)
 
 | 2 (2)
 
 | 2 (4)
 
 | 2 (4)
 
 |   | Диаметр цилиндра, мм
 
 | 52
 
 | 61,75
 
 | 72
 
 | 61,75
 
 | 78
 
 | 78
 
 |   | Ход поршня, мм
 
 | 58
 
 | 58
 
 | 85
 
 | 58
 
 | 68
 
 | 68
 
 |   | Степень сжатия
 
 | 9,5
 
 | 7,5
 
 | 7,2
 
 | 7,5
 
 | 7,0
 
 | 7,2
 
 |   | Максимальная мощность,
 
 квт (л. с.)
 
 | 6,62 (9)
 
 | 8,1 (11)
 
 | 13,2 (18)
 
 | 18,4 (25)
 
 | 23,6 (32)
 
 | 23,6 (32)
 
 |   | Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин
 
 | 5200
 
 | 5400
 
 | 5000
 
 | 5400
 
 | 5000
 
 | 5200
 
 |   | Максимальная скорость, км/ч
 
 | 85
 
 | 95
 
 | 110
 
 | 120 (90*(
 
 | 105
 
 | 100
 
 |   | Количество передач
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 |   | Масса (сухой вес), кг
 
 | 100
 
 | 112
 
 | 156
 
 | 158(253*(
 
 | 320
 
 | 320
 
 |   | Контрольный расход топлива, л/100 км (при скорости, км/ч)
 
 
 | 2,75 (50)
 
 | 2,8(50)
 
 | 3,55 (55)
 
 | 3,75(55*( (5,8*(
 
 | 5,8(55)
 
 | 5,8(55)
 
 |  * Выпускается только с коляской.  Одна передача - заднего хода. * Для мотоциклов с коляской.
 
 Табл. 2. - Техническая характеристика некоторых зарубежных дорожных мотоциклов
 
   | Показатели
 
 | JAWA 50, ЧССР
 
 | "Мото-
 
 бекан"
 
 Д125, Фран-
 ция
 
 | ČZ 175, ЧССР
 
 | MZ250, ГДР
 
 | "Панно-
 
 ния" 20, ВНР
 
 | "Кава-
 саки"3502, Япония
 
 | BMW 60/5, ФРГ
 
 | "Хонда" 750, Япония
 
 | "Мюнх" TTS,
 
 ФРГ
 
 |   | Рабочий объем двигателя, см3
 
 | 48
 
 | 124
 
 | 172
 
 | 249
 
 | 246
 
 | 346
 
 | 599
 
 | 736
 
 | 1200
 
 |   | Число цилиндров
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 4
 
 | 4
 
 |   | Число тактов
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 2
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 |   | Диаметр цилиндра, мм
 
 | 58
 
 | 43
 
 | 58
 
 | 70
 
 | 56
 
 | 53
 
 | 73,5
 
 | 61
 
 | 75
 
 |   | Ход поршня, мм
 
 | 65
 
 | 43
 
 | 65
 
 | 65
 
 | 50
 
 | 52,3
 
 | 70,9
 
 | 63
 
 | 66,6
 
 |   | Степень сжатия
 
 | 7,8
 
 | 10
 
 | 8,7
 
 | 8,5
 
 | 10,5
 
 | 7,3
 
 | 9,2
 
 | 9
 
 | 11
 
 |   | Макси-
 мальная мощность, квт (л. с.)
 
 | 2,9 (4)
 
 | 11,04 (15)
 
 | 11,04 (15)
 
 | 13,9 (19)
 
 | 16,9 (23)
 
 | 33,2 (45)
 
 | 29,4 (40)
 
 | 49,2 (67)
 
 | 64,8 (88)
 
 |   | Частота вращения коленчатого вала при макси-
 мальной мощности, об/мин
 
 | 6500
 
 | 7000
 
 | 5600
 
 | 5500
 
 | 7500
 
 | 8000
 
 | 6400
 
 | 8500
 
 | 6500
 
 |   | Макси-
 мальная скорость, км/ч
 
 | 60
 
 | 120
 
 | 115
 
 | 130
 
 | 130
 
 | 170
 
 | 165
 
 | 200
 
 | 15
 
 |   | Число передач
 
 | 3
 
 | 5
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 5
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 4
 
 |   | Масса, кг
 
 | 69
 
 | 108
 
 | 112
 
 | 143
 
 | 142
 
 | 150
 
 | 210
 
 | 218
 
 | 240
 
 |  
 В СССР М производят заводы в Минске (рабочий объем двигателя 125 см3), в Коврове (175 см3), в Ижевске (350 см3, одно- и 2-цилиндровые), в Киеве и Ирбите (650 см3). Выпуск М и мотороллеров в СССР составлял (тыс.): в 1960 - 533; в 1965 - 711; в 1970 - 833; в 1973 - 1022. По производству мотосредств (М, мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место в мире - свыше 1,5 млн. в год; в Японии выпускается около 3,5 млн. (1973).
 
 Лит.: Абросимов А. А., Тарбов А. А., Мы К-750, М-61, М-62, М, 1962; Забелин В. А., Исаев М П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964; Мы К-125, К-175 и их модификации, 2 изд., М, 1966; М, М, 1971; Гинцбург М Г., Устройство и обслуживание мотоциклов, 4 изд., М, 1972.
 
 С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:25:37 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |