Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Московский Художественный академический театр

Московский Художественный академический театр (далее М) им. М. Горького (МХАТ), советский театр, внесший большой вклад в развитие национального русского и мирового театра. Основатели его ставили цель: "... создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр..." (Станиславский К. С., Собрание соч., т. 5, 1958, с. 175), который "... должен служить душевным запросам современного зрителя" (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119). МХТ осуществил реформу театра, охватывающую все стороны театральной жизни - репертуар, режиссуру, актерское искусство, организацию театрального быта; здесь впервые в истории была создана методология творческого процесса. Театр открылся 14 (26) октября 1898 спектаклем "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, поставленным с большой исторической точностью и тонким ощущением бытовой атмосферы. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд), где актерское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники любительских спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и литературы (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артем). Позднее в труппу вошли В. И. Качалов, Л. М. Леонидов. Подлинное рождение нового театра связано с драматургией А. П. Чехова и М. Горького, отражавшей настроения передовой демократической интеллигенции. Тонкая атмосфера чеховского лиризма, мягкого юмора, тоски и надежды была найдена в спектаклях "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" и "Иванов" (оба в 1904). Накануне Революции 1905-07 МХТ вместе с Горьким боролся с социальной несправедливостью в "Мещанах" и "На дне" (оба в 1902), "Детях солнца" (1905). Пьесы Горького, наряду с "Доктором Штокманом" Ибсена (1900), определили общественно-политическое лицо театра. В работе над произведениями Чехова и Горького сформировался новый тип актера, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актерского ансамбля, создания настроения, общей атмосферы действия, декоративного решения (художник В. А. Симов), были выработаны сценические средства передачи скрытого в обыденных словах так называемого подтекста (внутреннего содержания). Впервые в мировом сценическом искусстве МХТ поднял значение режиссера - творческого и идейного интерпретатора пьесы. В годы поражения Революции 1905-07 и наступившей затем реакции МХТ увлекся поисками в области символистского театра ("Жизнь человека" Андреева и "Драма жизни" Гамсуна, 1907), общефилософскими проблемами ("Гамлет" Шекспира, 1911). Поэзией сказки была проникнута постановка "Синей птицы" Метерлинка (1908). Не находя опоры в современной драматургии, МХТ обратился к классике. Лучшие спектакли этого периода: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Ревизор" Гоголя (1908), "Месяц в деревне" Тургенева (1909), "На всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1910), "Брак поневоле" и "Мнимый больной" Мольера (оба в 1913), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914). В то же время в МХТ возник творческий кризис, т. к. "если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару,... он рискует... стать академически-мертвым" (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119). Выйти из кризиса МХТ помогла Великая Октябрьская социалистическая революция. Высоко ценя искусство этого театра, В. И. Ленин (в беседе с А. В. Луначарским) говорил: "... Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, - это, конечно, Художественный театр". В 1920 МХТ был включен в число академических театров. В творческой полемике с пролеткультовцами и лефовцами МХАТ отстаивал реалистический метод, как наиболее плодотворный для развития сценического искусства и понимания современности. Через возникавшие вокруг МХАТ студии (см. Студии МХАТ) Станиславский и Немирович-Данченко воспитывали актеров в духе выработанных ими принципов. В 1924 из этих студий в театр влилась группа молодежи: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, В. С. Соколова, А. О. Степанова, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелев, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков, И. М. Кудрявцев и др. Эти актеры, наряду с вступившими в МХАТ Б. Г. Добронравовым, Ф. В. Шевченко (1910-е гг.), М. М. Тархановым, В. О. Топорковым (1920-е гг.), стали выдающимися мастерами советской сцены. Сплотив вокруг себя молодых писателей, МХАТ приступил к работе по созданию советского репертуара. Были поставлены спектакли: "Пугачевщина" Тренева (1925), "Дни Турбиных" Булгакова (1926), "Растратчики" и "Квадратура круга" Катаева (оба в 1928), "Унтиловск" Леонова (1928), "Блокада" Вс. Иванова (1929). Важным этапом в жизни МХАТ и всего советского театра стал политически страстный, воссоздающий революционную эпоху спектакль "Бронепоезд 14-69" Иванова (1927). Отражая процессы становления и развития советского общества, формирования нового человека, новых взаимоотношений между людьми, театр ставит спектакли: "Страх" Афиногенова (1931), "Платон Кречет" Корнейчука (1935), "Любовь Яровая" Тренева (1936), "Половчанские сады" Леонова (1939) и др. Новое, социально углубленное толкование получила классическая драматургия: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927), "Мертвые души" по Гоголю (1932). Следуя ленинскому анализу творчества Л. Н. Толстого, МХАТ в новаторской постановке "Воскресения" (1930) подчеркнул обличительную направленность романа; в спектакле "Анна Каренина" (1937) вскрыл трагический конфликт героини с чопорным и холодным аристократическим обществом. Большое значение на пути становления социалистического реализма имел спектакль "Враги" Горького (1935). Мужественной простотой, поэтической правдой отличалась новая постановка "Трех сестер" Чехова (1940). В 1930-е гг. получает завершение система Станиславского (см. Станиславского система) и углубляются педагогические методы и режиссерское учение Немировича-Данченко, особенно четко определяются и совершенствуются характерные черты искусства МХАТ - соединение правдивого, жизненно достоверного развития действия с философски насыщенной, публицистически заостренной идейностью, смелая типизация, предельная внутренняя эмоциональность, сочетающаяся со скупостью и силой сценического выражения и точностью сценической формы. В 1939 М. Н. Кедровым была завершена начатая Станиславским экспериментальная работа над "Тартюфом" Мольера. Последние искания Станиславского в области сценического творчества легли также в основу работы над постановкой "Глубокой разведки" Крона (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 были поставлены патриотические спектакли - "Фронт" Корнейчука, "Русские люди" Симонова, "Офицер флота" Крона. В 1942 в спектакле "Кремлевские куранты" на сцене МХАТ был впервые воссоздан (А. Н. Грибовым) образ В. И. Ленина. Во 2-й половине 40 - начале 50-х гг. были созданы значительные спектакли: "Дядя Ваня" Чехова (1947), "Домби и сын" по Диккенсу (1949), "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого (1951). В 1956 театр возобновил постановку "Кремлевских курантов" (в роли Ленина - Б. А. Смирнов). Тема мощи и силы народа, большевистской партии была развита в спектакле "Третья патетическая" Погодина (1958). Проблеме выбора нравственного пути человеком был посвящен спектакль "Золотая карета" Леонова (1957). Среди лучших спектаклей 60 - начала 70-х гг.: "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1960), "Милый лжец" Килти (1962), "Шестое июля" Шатрова (1965), "Егор Булычов и другие" (1964), "Последние" (1971) Горького, "Сталевары" Бокарева (1972), "Соло для часов с боем" Заградника (1973) и др.

  В 1932 МХАТ было присвоено имя М. Горького. Награжден орденом Ленина (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1938). При театре имеется музей (с 1923) с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко. С 1943 существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко. С 1906 театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.

  В труппе театра (1974): народные артисты СССР О. Н. Андровская, М. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, А. П. Кторов, П. В. Массальский, Б. Я. Петкер, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, М. М. Яншин, народные артисты РСФСР К. Н. Головко, И. П. Гошева, Л. И. Губанов, Н. И. Гуляева, В. С. Давыдов, Н. Н. Засухин, Г. И. А. М. Комиссаров, Т. И. Ленникова, Ю. Л. Леонидов, С. С. Пилявская, Л. В. Пушкарева, О. А. Стриженов, П. Г. Чернов, М. В. Юрьева, народный артист Литовской ССР Л. В. Иванов. Главный режиссер (с 1970) - народный артист РСФСР О. Н. Ефремов.

  Лит.: Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898-1923, М. - П., 1924; Марков П., Чушкин Н., Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы, М., 1962; см. также лит. при статьях Станиславский К. С., Немирович-Данченко В. И., Станиславского система.

  П. А. Марков, А. В. Кесслер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 07:53:25