|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Морской транспорт | Морской транспорт (далее М) вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок (см. Каботаж).
История развития М восходит примерно к 6—4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые морские суда были гребными, имевшими в качестве движителя весла. Около 3 тыс. лет до н. э. был изобретен парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает морская торговля средиземноморских стран с и Китаем.
Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путем из Балтийского в Черное море. К 9 в. восточные славяне освоили водные пути по Черному и Каспийскому морям, поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные — по Средиземному морю. В начале 17 в. русские моряки начали исследовать и осваивать побережье Северного Ледовитого океана, а в середине того же века — побережье Охотского и других дальневосточных морей. Особенно быстро развивался М в России в конце 17 и начале 18 вв. в связи с преобразованиями Петра . Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское море. Начало развиваться торговое мореплавание и на Черном море, где были сооружены важные порты — Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В начале 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные ("Вандал", 1903, и др.), а потом и морские ("Дело", 1908, и др.); транспортные суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом М дореволюционной России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись главным образом на иностранных судах. В 1913 торговый флот составлял около 1 млн. регистровых т, удельный вес его в общем мировом тоннаже составлял около 2%. Перегрузочные работы в портах производились большей частью ручным способом.
М совершенствуется вместе с ростом промышленного производства, расширением международной торговли. Развитие техники М опирается на достижения всех отраслей промышленности, особенно энергетической и машиностроительной. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механическим двигателем — пароходы, двигатель внутреннего сгорания — теплоходы, реактор — Современные морские суда — сложные инженерные сооружения, грузоподъемность отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность главной энергетической установки превышает 73,6 Мвт (100 тыс. л. с.); суда оснащаются сложными электрорадионавигационными приборами и комплексами автоматического контроля и регулирования, включающими ЭВМ (см. Судно).
М играет важную роль во внутренних и особенно внешнеторговых перевозках. На его долю приходится свыше 80% международного грузооборота (1973). В 1950—71 международные морские перевозки возросли с 550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их объема занимают наливные грузы (главным образом сырая нефть). Значительно увеличивается дальность перевозок. Так, в 1960 средняя дальность перевозки нефти была 3000 м. миль (5550 км), а в 1970 — 4950 (9150 км). Это отражает не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабатывающей промышленности, но и коренные изменения в международном разделении труда, вызванные бурным развитием экономики социалистических стран и крахом колониальной системы, что повлекло за собой изменения в размерах и направлениях грузопотоков. Все это создает объективные предпосылки высоких темпов роста торгового флота. В 1950 М мира насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84,6 млн. т), а на 1 июля 1972 имелось уже 57391 судно (268,3 млн. т; см. табл. 1), в том числе 6462 танкера вместимостью 188,5 млн. т.
Суда М подразделяются на пассажирские, сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В течение 60-х гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди которых различают универсальные и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7—0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутренние обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) — для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний дедвейт балкеров увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т, а максимальный — 170 тыс. т, средняя скорость около 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Особое место занимают танкеры. За 1950—72 их средний размер увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер — "Глобтик Токио", дедвейтом 477 тыс. т, длиной 379 м, шириной 62 м, главный двигатель — паровая турбина мощностью 33 Мвт или 45 тыс. л. с., скорость хода 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Стремление повысить эффективность использования танкеров и балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ. oil-bulk-ore — нефть-навалочные-руда), которые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном — руду или др. навалочные грузы (зерно, и др.), в результате чего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы. Балкерный флот (включая ОБО) на 1 июля 1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106,9 млн. регистровых т.
Созданы высокоэффективные системы перевозок — контейнеровозные, лихтеровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972 в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью около 200 тыс. 20-футовых стандартных () контейнеров, а также 89 полуконтейнеровозов общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отдельных судов этого типа уже достиг 30 тыс. т, скорость хода 19—24 м. миль/ч (35,2—44,4 км/ч). Строятся контейнеровозы вместимостью до 2—3 тыс. контейнеров и скоростью 27—33 м. миль/ч (50—61 км/ч). Со 2-й половины 60-х гг. появились суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки типа - (англ. Roll-on, Roll-off). На 1 июля 1972 в М их было свыше 200, дедвейтом 1000—20300 т, со скоростью 12—25 м. миль/ч (22,2—46,2 км/ч). Лихтеровозы предназначены для перевозки грузов на лихтерах (баржах) весом 500—1000 т с перегрузкой их на рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5—10 раз, уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз типа "Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480 т/ч, а на современном контейнеровозе — 600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки М сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов общей вместимостью 1,96 млн. м3.
К М относятся также многочисленные и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогательного и технического флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасательных, дноуглубительных, ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый в мире — "Ленин" (1959) с эффективной мощностью на валах 32,3 Мвт (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый "Арктика" с эффективной мощностью 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.
М включает: порты — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъемными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось свыше 7000 морских портов, в том числе более 500 с грузооборотом свыше 1 млн. т в год. Общий объем грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в том числе в портах промышленно развитых капиталистических стран — соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран — с 1339 до 2193 млн. т, социалистических стран — со 176 до 262 млн. т.
Табл. 1. — Мировой торговый флот (суда валовой вместимостью 100 регистровых т и более) 1 Страны | 1950 | 1955 | 1972 | количество | тыс, регистровых, т | количество | тыс, регистровых, т | количество | тыс, регистровых, т | в том числе | пароходы | теплоходы | количество | тыс, регистровых, т | количество | тыс, регистровых, т | Всего в мире | 30852 | 84583 | 32492 | 100568 | 57391 | 268340 | 6799 | 94974 | 50592 | 173366 | В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Либерия | 22 | 246 | 436 | 3997 | 2234 | 44444 | 740 | 23529 | 1494 | 20915 | Япония | 1499 | 1871 | 1770 | 3735 | 9433 | 34929 | 193 | 8642 | 9240 | 26287 | Великобритания | 6060 | 18219 | 5632 | 19357 | 3700 | 28625 | 650 | 14228 | 3050 | 14397 | Норвегия | 2202 | 5456 | 2351 | 7249 | 2826 | 23507 | 102 | 4295 | 2724 | 19212 | СССР | 967 | 2125 | 1158 | 2506 | 67932 | 162912 | 653 | 2502 | 6140 | 13789 | Греция | 386 | 1349 | 350 | 1245 | 2241 | 15328 | 292 | 3923 | 1949 | 11405 | США< | 4953 | 27513 | 4537 | 26423 | 3687 | 15024 | 1298 | 13762 | 2389 | 1262 | ФРГ | 1106 | 460 | 1885 | 2644 | 2546 | 8516 | 79 | 1662 | 2467 | 6854 | Италия | 1059 | 2580 | 1149 | 3911 | 1684 | 8187 | 246 | 2757 | 1438 | 5430 | Панама | 573 | 3361 | 555 | 3923 | 1337 | 7793 | 273 | 3915 | 1064 | 3878 | | 1234 | 3207 | 1220 | 3922 | 1390 | 7420 | 75 | 2941 | 1315 | 4479 | Швеция | 1271 | 2048 | 1217 | 2807 | 875 | 5632 | 57 | 1432 | 818 | 4200 | Нидерланды | 1530 | 3109 | 1716 | 3696 | 1452 | 4972 | 76 | 1704 | 1376 | 3268 | Испания | 1145 | 1190 | 1225 | 1383 | 2313 | 4300 | 365 | 685 | 1948 | 3615 | Дания | 718 | 1269 | 680 | 1652 | 1331 | 4020 | 26 | 1390 | 1305 | 2630 | Индия | 177 | 420 | 221 | 570 | 412 | 2650 | 114 | 313 | 298 | 2337 | Канада | 1156 | 1931 | 1095 | 1521 | 1235 | 2381 | 153 | 1006 | 1082 | 1375 | Кипр | — | — | — | — | 394 | 2015 | 54 | 341 | 340 | 1674 | Польша | 118 | 199 | 147 | 316 | 617 | 2013 | 95 | 163 | 522 | 1850 | Бразилия | 328 | 698 | 396 | 893 | 444 | 1884 | 102 | 429 | 342 | 1455 | |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 18:56:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|