Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мопассан Ги де

Мопассан (далее М) (Maupassant) Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, — 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец — из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870—71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу М. посвятил первый сборник своих рассказов "Заведение Телье" (1881) и написал о нем две статьи.

  В литературу М. вошел в 1880 книгой стихов и новеллой "Пышка", отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психического заболевания.

  М. — один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества — трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, М. стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким ("Одиночество"), беспомощным перед случайностью ("Ожерелье"), болезнью, страстью ("Маленькая Рок"), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

  Задачу искусства М. видел в том, чтобы раскрывать "беспощадную правду жизни", ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создает не фотографию, а воспроизведение жизни, "...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность" (Полное собрание соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

  Новеллы М. — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации — от трагической ("В порту"), элегической ("Менуэт") до открыто или скрыто иронической ("Заведение Телье" и др.) и юмористической ("Мощи" и др.) — новеллы отличаются напряженным интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений ("Драгоценности", "Награжден!", "В лоне семьи", "Завещание" и многие др.). Утверждая красоту любви ("Лунный свет", "Счастье"), М. с горечью изображал ее профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы ("Иветта", "Правдивая история" и др.). В рассказах из народной жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина ("Бочонок", "Дьявол" и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни ("Бродяга", "Шкаф", "Нищий"); среди простых людей М. нередко находит нравственную чистоту и человечность ("Папа Симона", "Дочка Мартена" и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон").

  В первом романе "Жизнь" (1883) М. общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет четким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с ее чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. "Милый друг" (1885) — история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов "Монт-Ориоль" (1886) и "Пьер и Жан" (1887—88). Последние романы ("Сильна как смерть", 1889, "Наше сердце", 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы "чистой психологии".

  Искусству М. свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность "подлинно французского языка", по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия "Семейный мир" по его же новелле "У постели", пост. 1893), ставились в парижских театрах ("Мадемуазель Фифи", пост. 1896; "Иветта", пост. 1901; "Пышка", пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене ("Мадемуазель Фифи", 1914, "Милый друг" под названием "Господин Дюруа", 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская "Милый друг", 1955; французская "Жизнь", 1958, и др.

  Произведения М. были переведены и изданы в России еще в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчеркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

  Соч.: CEuvres complètes, éd. Librairie de France, (t. 1—15), ., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, , 1956—57; Romans, ., 1959; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, ., (1951); в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1938—50; Полн. собр. соч., (вступ. ст. Ю. Данилина), т. 1—12, М., 1958; Избр. произв., (вступ. ст. А. Смирнова), Л., 1938; Избр. произв., т, 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

  Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Ма. Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де М и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Раскин Б., Гиде М, в сборнике: Писатели М., 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к "Новеллам" Ма, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Евнина E. М., М, и ее кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—ХХ веков, М., 1967, с. 42—80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Ма, М., 1968; Лану А., М, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, ., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L"art de Maupassant d"après ses variantes, ., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l"art du roman, ., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, ., 1955; Lemoine ., Guy de Maupassant, ., (1957); Sullivan E., Maupassant. The short stories, . ., (1962); Ignotus ., The paradox of Maupassant, (L., 1966).

  Б. Л. Раскин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 27.04.2024 01:01:50