Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монотематизм

Монотематизм (далее М) (от моно... и тема), принцип построения музыкального произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М - 5-я симфония Бетховена, начальная тема которой в трансформированном виде проводится через все части. Высшего развития М достиг в эпоху музыкального романтизма, в программных музыкальных произведениях (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и Ф. Листа. В "Фантастической симфонии" Берлиоза сквозная тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема подвергается постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии Берлиоза "Гарольд в Италии" ведущая тема персонифицирует образ главного героя и поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин. В симфонических поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла; целостность произведений обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета. В более свободной трактовке, в сочетании с обычными принципами музыкального развития, М и связанный с ним принцип образной трансформации широко применялись и в последующее время (симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака, в русской музыке - 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и другие симфонии Шостаковича).

  В. П. Бобровский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 07:53:10