|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Монопольная цена | Монопольная цена (далее М) специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены производства, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли. В условиях домонополистического капитализма М могла сформироваться лишь на некоторые продукты с.-х. или промышленного производства в силу естественной или случайной монополии. Экономической основой массового распространения М послужил переход к империализму, смена свободной конкуренции господством капиталистических монополий, которым удается определенное время удерживать рыночную цену ниже или выше цены производства. Главной частью М является монопольная прибыль. Различают 2 вида М: монопольно-высокие, по которым монополии продают свою продукцию, и монопольно-низкие, по которым они закупают, например, в развивающихся странах сырье и продукты для переработки, а также скупают продукцию мелких товаропроизводителей.
В М проявляются внутренние противоречия, связанные, с одной стороны, со стихийным рыночным регулированием цен на основе конкуренции и движения капиталов, с другой — с частномонополистическим регулированием и прежде всего с возможностью воздействовать на условия реализации товара, на соотношение между спросом и предложением. Опираясь на монополию в той или иной сфере производства и обращения, крупнейшие фирмы получают возможность оказывать влияние на движение рыночных цен. Методы монопольного ценообразования и рыночная стратегия меняются вместе с развитием хозяйственных и организационных форм монополистической фирмы. Наибольшую выгоду во многих случаях приносит повышение М, пределы которого ограничены действием закона стоимости (см. Стоимости закон). К. Маркс показал, что уровень М определяется прежде всего потребностью и платежеспособным спросом покупателей. При этом, если бы товар, на который установлена М, входил в число необходимых предметов потребления рабочего, то М "...уплачивалась бы путем вычета из реальной заработной платы (то есть из суммы потребительных стоимостей, получаемых рабочим благодаря данному количеству труда) и из прибыли других капиталистов. Границы, в пределах которых монопольная цена может нарушить нормальное регулирование товарных цен, были бы твердо определены и поддавались бы точному учету" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 432). Вместе с тем даже самые мощные капиталистические монополии не в состоянии длительное время удерживать цены, приносящие сверхприбыль. Несмотря на все барьеры, воздвигаемые монополией, в данную отрасль проникает капитал, контролируемый другими финансовыми группировками. Быстро развивающееся производство товаров-заменителей на определенном этапе приводит к резкому обострению внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, сдерживающей дальнейшее повышение М или ведущей к ее понижению. Оттеснив конкурентов и укрепив свои позиции, монополистические фирмы затем вновь могут прибегнуть к повышению цены.
Так, американская фирма "Алкоа", которая до 2-й мировой войны 1939—45 почти полностью контролировала производство и сбыт постепенно снижала назначаемые ею цены. Однако уменьшение цен отставало от сокращения издержек производства, благодаря чему доля прибыли в цене достигала почти половины. В послевоенный период в этой отрасли основались еще 2 крупные фирмы. Монополисты стали быстро повышать цену на металл, в результате чего "базисная цена" на в слитках повысилась, а доля прибыли в цене у фирмы "Алкоа" в начале 50-х гг. превышала 1/3.
Крупнейшие монополии часто прибегают к установлению различных М на одинаковую или почти однородную продукцию, причем уровень цены в каждом случае зависит от конкурентных позиций фирмы на рынке, характера спроса и ряда др. факторов.
Частномонополистическое регулирование М усиливает диспропорциональность капиталистической экономики. Поддержание их требует искусственно создаваемой напряженности на рынке и во многих случаях — значительные недогрузки производственного аппарата. Вместе с тем "поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, постольку исчезают до известной степени побудительные причины к техническому, а следовательно, и ко всякому другому прогрессу, движению вперед; постольку является далее экономическая возможность искусственно задерживать технический прогресс" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 397). Этой тенденции противостоит тенденция к ускорению технического прогресса, порождаемая изменившимися условиями мирового развития и крайним обострением конкуренции между монополиями внутри страны и на внешних рынках. Воздействие закона стоимости на движение М проявляется в том, что совершенствование техники и особенно быстрое уменьшение общественно необходимых затрат труда на производство товара в определенной степени сдерживают дальнейшее взвинчивание М на данный вид продукции.
М служит одним из главных орудий перераспределения совокупной прибавочной стоимости между различными капиталами. К. Маркс показал, что если доход монополиста не образует избыточной прибавочной стоимости, воплощенной в данном товаре, то он "...образует часть прибавочной стоимости других товаров, то есть товаров, обмениваемых на этот товар, имеющий монопольную цену" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 401). Перераспределение прибавочной стоимости через механизм М делает положение немонополизированных предприятий еще более неустойчивым, способствует разорению массы мелких предпринимателей. В то же время крупным монополиям М может обеспечивать прибыль даже в условиях огромного разрыва между спросом и предложением (крупнейшим американским фирмам в отдельных случаях удавалось обеспечивать себе прибыль даже тогда, когда не использовалось до половины всех принадлежащих этим компаниям производственных мощностей).
Таким образом, в М сталкиваются интересы различных классов современного капиталистического общества. Она служит средством дополнительной эксплуатации рабочего класса и других слоев населения. Все большая часть цен на предметы первой необходимости обнаруживает закономерности движения М Механизм монополистической реализации товаров обеспечивает увеличение прибыли монополий за счет присвоения части необходимого труда наемных рабочих и служащих. Наряду с этим меньшая чувствительность М к перепроизводству товаров и кризисным падениям производства создает условия для неуклонного повышения общего уровня цен; частномонополистическое регулирование условий реализации товаров превращается в один из важнейших элементов общего механизма инфляционного повышения цен. Увеличение цен неблагоприятно влияет на уровень реальных доходов трудящихся. Рост дороговизны жизни ведет к обострению социально-экономических противоречий в капиталистических странах.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25, ч.1—2; его же, Теории прибавочной стоимости ( том "Капитала"); там же, т. 26, ч. 1—2; Ленин В. И., О лозунге Соединенных Штатов Европы, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 30; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Москва, 5—17 июня 1969 г., М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Выгодский С. Л., Теория средней прибыли и цены производства К. Маркса в свете современных данных, М., 1956; Мотылев В. В., Финансовый капитал и его организационные формы, М., 1959; Аганбегян А., Вопросы теории монопольной цены, М., 1961; Манцев М., Монопольная прибыль и монопольная цена, М., 1963; Хмельницкая Е., Очерки современной монополии, М., 1971.
Р. М. Энтов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 08:19:58
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|