Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монолог

Монолог (далее М) монологическая речь (от моно... и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи; см. Диалог) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Мическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить ее производность от диалогической (в историческом плане). Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем др. виды речи; эти ее особенности изучает т. н. лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т. п.).

  М в литературе и театре. Компонент художественного произведения или самостоятельный жанр, оформленные посредством монологической речи. В драме (спектакле, кинофильме) - высказывание персонажа, обращенное к самому себе или к окружающим, обособленное от реплик других персонажей; М часто используется для выражения лирико-философского, интимного или публицистического излияния героя, его жизненного кредо (знаменитое "Быть или не быть..." шекспировского Гамлета или "Не образумлюсь, виноват..." грибоедовского Чацкого), а также для изложения событий, предшествующих сюжету пьесы или происходящих за сценой. Присущ трагедии античности, барокко, Возрождения, классицизма, драме романтизма (особенно), монодраме, современной нереалистической драме. Своеобразным М-исповедью или М-проповедью является лирика, преимущественно т. н. субъективная лирика, непосредственно передающая переживания творца. Мически оформляются часто повествовательные жанры, например рассказ от первого лица, в том числе сказ (у Н. Лескова, М Зощенко). Однако в повествовательном монологическом стиле нередко присутствует "чужое" слово (элементы пародии, полемики) и тогда повествовательный монолог сближается с диалогом. В реалистической прозе конца 19-20 вв. одним из важных средств психологической характеристики стал внутренний М, или "поток сознания" (по зарубежной терминологии).

  Лит.: Волошинов В. Н. (при участии Бахтина М М), Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; Волькенштейн В., Драматургия, М, 1969; Бахтин М М, Слово у Достоевского, в его кн.: Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М, 1972; Корман Б. О., Чужое сознание в лирике..., "Известия АН СССР. Отделение литературы и языка", т. 32, 1973, в. 3.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:37:32