Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Молот

Молот (далее М) машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок за счет накопленной кинетической энергии поступательно движущихся частей. М — одна из основных машин кузнечно-штамповочного производства, применяемая для ковки (ковочные М) и объемной и листовой штамповки (штамповочные М).

  Историческая справка. Рычажные М с ручным приводом были известны еще в 13—14 вв. В начале 16 в. появились М с приводом от водяного колеса, т. н. среднебойные М ( описанные Г. Агриколой, и хвостовые ( Италия, Великобритания). Позднее стали известны М других конструкций, например т. н. лобовые и пестовые. В середине 18 в. водяное колесо стали заменять паровым приводом. В 1784 Дж. Уатт предложил использовать пар для непосредственного привода подвижных частей М Однако только в 1842 Дж. Несмит получил патент на сконструированный им и построенный первый паровой М До конца 19 в. широко были распространены паровые М, меньше пневматические. В начале 20 в. стали применять электропривод в М различных конструкций. В 40-е гг. появились взрывные М (СССР), в 50-е — высокоскоростные газовые (сначала в США, затем в Европе).

  Устройство и принцип действия. Основные части М: подвижные, или падающие, — поршень, шток и баба; шабот (массивное основание); станина с направляющими для подвижных частей; привод и механизмы управления. Инструментом для обработки заготовок в ковочных М служат гладкие или вырезные бойки и подкладные штампы, в штамповочных — штампы. Верхний боек или верхняя половина штампа крепится к бабе, нижние — к шаботу. Заготовку помещают в нижнем бойке или нижней половине штампа. При ударе подвижной части по заготовке происходит формообразование изделия. Энергию удара воспринимает шабот. Главные параметры М, определяющие его конструктивные особенности и технологическое назначение, — кинетическая энергия подвижных частей или масса падающих частей.

  Основные типы молотов. По характеру привода различают следующие типы М (рис.): паровоздушные, пневматические, гидравлические М; высокоскоростные газовые, в которых рабочим телом является сжатый газ; М, работающие по циклу двигателя внутреннего сгорания (иногда их также относят к газовым), в которых используется энергия смеси паров бензина или горючего газа с воздухом; взрывные; приводные механические; электромагнитные. Конструктивные особенности М обусловлены теми операциями, которые на М данного типа выполняются. Так, для удобства ведения работ на ковочных М станина удалена от бойков и не связана с шаботом; у штамповочных шаботных М шабот связан со станиной, что обеспечивает точное направление бабы при ударе; в бесшаботных М шабот заменен нижней бабой и формообразование заготовки происходит при ударе движущихся навстречу баб; у взрывных М шабот заменен основанием, на котором крепится установка для взрывного штампования; в электромагнитных М штамп в обычном понимании отсутствует: индуктивная катушка совмещает функции оборудования и инструмента и т. д.

  Наиболее мощный штамповочный бесшаботный М, применяемый в СССР для получения поковок массой до 13 т, имеет суммарную массу ударных (падающих) частей 300 т (эффективная кинетическая энергия около 1570 кдж), которые совершают до 30 ударов в 1 мин, развивая относительную скорость 5—6 м/сек. Высокоскоростные М с эффективной кинетической энергией около 1000 кдж развивают скорость 12—20 м/сек.

 

  Лит.: Фукс О., Ма, пер, с нем., Л. — М, 1932; Зимин А. И., Машины и автоматы кузнечно-штамповочного производства, ч. 1, М, 1953; Кузнечно-прессовые машины. Каталог-справочник, в. 1—4, М, 1967—70; Живов Л. И., Овчинников А. Г., Кузнечно-штамповочное оборудование, К., 1972.

  А. Ф. Нистратов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 07:04:53