|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мозаика | Мозаика (далее М) (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М является инкрустация. М набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приема набора М: "прямой", при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М (например, М Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси (М 11—12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира все чаще приводят к замене М росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М имитируют приемы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв. развивается майоликовая М, в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М — созданная в 14—15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М возрождает в 18 в. М В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М Васнецов, М А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М В современных М, составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъем советской М, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60—70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.
Лит.: Каргер М К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. — М, 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М, 1947—48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М, 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М, 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М, 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М, 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, ., 1963; Rossi ., Mosaics, . ., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М, 1973.
В. В. Филатов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:34:55
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|