Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Многоосный автомобиль

Многоосный автомобиль (далее М) автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъемность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М - их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.

  Первая попытка создания М относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе "Рено" ( В СССР выпуск М (ЯГ-10) грузоподъемностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932.

Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР

Показатели<

Mapка автомобиля

ЗИЛ-131

Урал-375Д

КамАЗ

КрАЗ-257

КрАЗ-255Б

МАЗ-516A

MA3-537A

Колесная формула

6´6

6´6

6´4

6´4

6´6

6´2

8´8

Грузоподъемность, т

3,5

4,5

8,0

12,0

7,5

14,5

15,0

Снаряженный вес, т

6,46

8,4

-

11,13

11,95

8,8

22,5

Мощность двигателя,

квт (л. с.)

110(150)

132(180)

154(210)

176(240)

176(240)

132(180)

386(525)

Скорость, км/ч

80

75

80

70

70

85

60

Контрольный расход топлива, л/100 км

40

48

-

36

40

30

125


  В зависимости от числа колес принято характеризовать автомобили т. н. колесной формулой, где первая цифра указывает на общее число колес, а вторая - на число ведущих колес (считая сдвоенное колесо за одно). М выполняются трех- и четырехосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М первой группы (четырехосные, рис., а - е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М второй группы (трехосные, рис., ж - м) более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочлененные городские автобусы.

  Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортеры) выполняются со всеми ведущими колесами. Краткие технические характеристики М, выпускаемых в СССР, приведены в табл.

  Развитие конструкций М повышенной проходимости осуществляется за счет создания сочлененных автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).

  Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.

  Л. М. Шугуров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:12:08