| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Армения Великая |  | Армения Великая (далее А), древнее государство, территория которого охватывала основные области Армянского нагорья. Начало его сложения относится к 6 в. до н. э. В дальнейшем — сатрапия Ахеменидов. В конце 4—3 вв. до н. э. — самостоятельное царство под властью династии Ервандуни (Оронтидов). В эллинистическую эпоху в Армении развиваются рабовладельческие отношения. На грани 3—2 вв. до н. э. А была завоевана армянским династом на службе Селевкидов Арташесом  (Артаксием), правившим вначале в качестве селевкидского стратега, а с 189 до н. э. ставшим царем независимого государства А и основавшим династию Арташесидов. Он расширил владения А, провел реформу, укрепившую право частной собственности на землю, основал столицу — Арташат греч. Артаксата). Наивысшего могущества А достигла при Тигране  (95—56 до н. э.), основавшем новую столицу — Тигранакерт. При нем границы А значительно расширились, в ее состав вошли Софена, Мидия, Атропатена, Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей. А стала самым обширным, но внутренне непрочным рабовладельческим государством эллинистического Востока, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на В. Но вскоре в войне с Римом А потеряла почти все свои завоевания, и в нач. 1 в. н. э. династия Арташесидов пала. 
 До середины 1 в. царствовали ставленники то Рима, то Парфии. Тиридат  (с 62, официально — с 66 по 80), представитель парфянского царского рода, основал династию Аршакидов армянских, носивших титул "царей Великой Армении". В 114 А была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но позже в А царская власть была восстановлена. В результате связей с Парфией усилилось иранское влияние на социально-политической строй, язык, религию и культуру А В первых веках н. э. в А началось разложение рабовладельческих отношений и зарождение феодализма, ослабление центральной царской власти и усиление нахараров (крупных феодальных владетелей армянской области). Чтобы обезопасить себя от посягательств Ирана, А пошла на сближение с Римом. Для укрепления позиций в борьбе против Ирана армянский царь Тиридат  в начале 4 в. н. э. ввел в Армении христианство как официальную религию. В 4 в. в А оформился феодализм. Острые конфликты между царем и нахарарами, к которым примкнула и церковь, феодальная раздробленность в А, а также борьба между Ираном и Римом за преобладание на В. ослабили А В 387 она была разделена между иранскими Сасанидами и Византией, усилившейся в 4 в. В сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428. В дальнейшем термин "А" употреблялся (например, в "Географии" армянского ученого 7 в. Анания Ширакского) для обозначения коренного ареала обитания армянского народа.
 
 Лит.: Манандян Я. А., Тигран  и Рим, Ер., 1943; его же, О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен ( в. до н. э.— XV в. н. э.), 2 изд., Ер., 1954; История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951; История СССР с древнейших времен, т. 1, М., 1966; Всемирная история, т. 2, М., 1956.
 
 А. И. Болтунова, Г. Х. Саркисян.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:01:53 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |