|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мифологическая школа | Мифологическая школа (далее М) направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Ее философская основа — эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как "естественную религию". Для М характерно представление о мифологии как о "необходимом условии и первичном материале для всякого искусства" (Шеллинг), как о "ядре, центре поэзии" (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение национального искусства возможно лишь при условии обращения художников к мифологии, развил А. Шлегель и разработали применительно к фольклору гейдельбергские романтики (Л. Арним, К. Брентано, И. Геррес). Окончательно М оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм ("Немецкая мифология", 1835). Согласно их теории, народная поэзия имеет "божественное происхождение"; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор — бессознательное и безличное творчество "народной души". Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. М распространилась во многих странах Европы: (А. Кун, В. Шварц. В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. де Губернатис), (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер). М развивалась в двух основных направлениях: "этимологическом" (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и "аналогическом" (сравнение сходных по содержанию мифов). Первое представлено работами Куна ("Нисхождение огня и божественного напитка", 1859; "О стадиях мифообразования", 1873) и Мюллера ("Опыты по сравнительной мифологии", 1856; "Чтения о науке и языке", 1862—64). Пользуясь "палеолингвистической" методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы — светил ("солярная теория" Мюллера) или грозы ("метеорологическая теория" Куна). В России принципы "этимологического" изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев ("Исторические очерки русской народной словесности и искусства", 1861). Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек ("Дунай"), о великанах, живущих в горах ("Святогор"), и т. п. Крайнее выражение солярно-метеорологическая теория получила у Миллера ("Илья Муромец и богатырство киевское", 1869). В пределах "аналогического" направления возникла "демонологическая", или "натуралистическая", теория Шварца ("Происхождение мифологии", 1860) и Манхардта ("Демоны ржи", 1868; "Лесные и полевые культуры", 1875—77; "Мифологические исследования", 1884), которые объясняли происхождение мифов поклонением "низшим" демоническим существам. Своеобразный синтез различных теорий М — "Поэтические воззрения славян на природу" (1866—69) А. Н. Афанасьева. Принципы М проявились в ранних работах А. Н. Пыпина ("О русских народных сказках", 1856), А. Н. Веселовского ("Сравнительная мифология и ее метод", 1873). Методология и ряд теоретических выводов М отклонены последующим развитием науки (в т. ч. представителями миграционной теории и бывшими "мифологами" — Буслаевым, Веселовским). Вместе с тем М сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение М роли мифологии в истории искусства, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему "мифологизма" фольклора и литературы, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа.
Лит.: Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение),
В. Е. Гусев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 13:07:38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|