|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мистификации литературные | Мистификации литературные (далее М) литературные произведения, авторство которых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или народному творчеству; мистификация предполагает создание стилистической манеры и творческого образа мнимого автора. М чаще имели место в переломные для литературы и общественной мысли эпохи. В 1817—23 для поддержки идеи национального возрождения чехов под видом народного эпоса были обнародованы "Краледворская рукопись" и "Либушин суд", списки которых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести литературу из тесного русла традиционных мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макферсона, который издал в 1760—63 романтические произведения, приписанные им шотландскую барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантические по духу "поэмы Оссиана" до разоблачения мистификации успели оказать влияние на многие европейские литературы. П. Мериме в 1825 издал романтические пьесы под именем выдуманной испанские актрисы Клары Гасуль, а в 1827 — сборник "Гузла", приписанный вымышленному сербскому сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин ("Песни западных славян").
В России ряд М появился в 19 в. Крупные писатели и ученые (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные "древние" рукописи, псевдомемуары, "неизвестные" варианты произведений за подлинные. Своеобразной М была литературная маска Козьмы Пруткова.
Один из видов М — выдача оригинального сочинения за перевод — часто служил средством политической конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова "Из Ларры", "Из Барбье").
Раскрытие М производится средствами текстологической критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произведениях; часто выдают анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М представляют не только исторический интерес, но и эстетическую ценность.
Лит.: Ланн Е., Литературные мистификации, М. — Л., 1930; Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Берков П. Н., О людях И книгах, М., 1965 (есть библ.).
А. Л. Гришунин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:08:16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|