|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Министерство | Министерство (далее М) (от лат. ministro — служу, управляю), центральный орган государственного управления. Впервые М были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.
В дореволюционной России М образовались со вступлением на престол Александра ; член Негласного комитета Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М, допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени коллегии были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии ("департаменты"). В одних случаях в состав М вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных М полностью сосредоточивается в М (например, М внутренних дел). В 1810 последовало более четкое распределение дел между М; министры по должности стали членами Государственного совета. Разработанное М М Сперанским "Общее учреждение министерств" (25 июня 1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности М, установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчетности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М, а также с другими учреждениями и т. п. Каждое М возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царем. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей М — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (М). Исполнительный аппарат каждого М состоял из департаментов (от 1 до 9). В состав М входили и т. н. "особенные установления" (особые канцелярии для важных и секретных дел), ученые комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри М была установлена бюрократическая соподчиненность чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. М управляли подчиненными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчиненных учреждений, обязанных ежегодно представлять в М отчеты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчеты в министерство финансов и Государственный совет, а о "видах и предприятиях к усовершенствованию" — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в М и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царем в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 "Общее учреждение министерств" было распространено на большинство М К 1861 существовало 9 М Усложнение задач управления государством породило четкое разграничение функций не только в центре, но и на местах. М с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация М и т. д. В 60—70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М, а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М до 1917 сохранились основные принципы, заложенные "Общим учреждением министерств" 1311. К 1917 в России существовало 12 М После свержения самодержавия в 1917 все М подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых М созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства. Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все М помещичье-буржуазной России.
М в дореволюционной России (1802—1917, по старому стилю): внутренних дел (1802—1917); военное (1802—1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802—1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802—1917); финансов (1802—1917); народного просвещения (1802—1917; в 1817—1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802—10); путей сообщения (1865—1917; в 1809—10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810—32 — Главное управление путей сообщения; в 1832—65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826—1917; в 1852—56 разделено на М императорского двора и М уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915—17; в 1837—94 — М государственных имуществ; в 1894—1905 — М земледелия и государственных имуществ; в 1905—15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810—19): почт и телеграфов (1865—68; 1880—81; 5 мая — 25 октября 1917); юстиции (1802—1917); торговли и промышленности (1905—17); труда (5 мая — 25 октября 1917): продовольствия (5 мая — 25 октября 1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября 1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября 1917).
Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М, 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М, 1971, с. 176—97.
Н. П. Ерошкин.
В СССР М — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного М — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью М про водит на научной основе с учетом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение М определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116), положениями об отдельных М и др.
Советское М — преемники народных комиссариатов, созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции 1917. Законом от 15 марта 1946 "О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик" наркоматы были преобразованы в М
В соответствии с Конституцией СССР, М образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность М объединяется и направляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. М СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноименные М союзных республик).
На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских М СССР, большинство из них — хозяйственные М, руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР.
К общесоюзным относятся М: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения; и нефтяного машиностроения; промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности.
К союзно-республиканским относятся М: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; легкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжелой индустрии; торговли; промышленности; финансов; цветной металлургии; черной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.
М СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, М может передавать одноименным М союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноименного союзно-республиканского М СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские М: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности.
М возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров.
Министр СССР несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М; в пределах компетенции М он издает приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноименных М союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности М образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности М играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных ученых и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций.
Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями М образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).
В своей деятельности М руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы М в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.
Важнейшее значение для повышения роли М в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через М, отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы.
Организационная работа М направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих М созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления.
В зарубежных социалистических странах М образуются, как правило, высшими органами государственной власти. М возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несет перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники М В ЧССР в 1968 в М введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального М (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование М, а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система М была упразднена в 1953, вместо М созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям М других социалистических государств.
В. Н. Ершов.
В буржуазных государствах М осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава М — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число М и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М как органы управления появились в западно-европейских странах в 16—17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность М по указанию назначившего его монарха и нес ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием парламентаризма сложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность М ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число М в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции.
После 2-й мировой войны 1939—45 наряду с традиционными М были образованы М в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют М, осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (М обороны, внутренних дел, юстиции). Растет число М, осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного М иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических М, значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система М перестроена на основе т. н. функциональной специализации. М можно классифицировать по сфере деятельности (например, М федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала М — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава М — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоев постоянного профессионального чиновничества М в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает.
Внутренняя структура М чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М, объема и характера его деятельности. М имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При М существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.).
В эпоху государственно-монополистического капитализма М — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путем создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе М и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции М и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.
Лит.: Административное право, М, 1970, с. 69—84, 132—41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М, 1964.
Н. С. Крылова.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 03:18:35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|