|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Авиационная бомба | Авиационная бомба (далее А) один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолета или другого летательного аппарата для поражения наземных, морских и воздушных целей. А специальной конструкции используются для постановки дымовых завес, освещения местности и выполнения других вспомогательных задач.
А (см. рис.) состоит из корпуса, снаряжения, подвесных ушков, стабилизатора и баллистического кольца. Стабилизатор и баллистическое кольцо обеспечивают устойчивый полет бомбы в воздухе после сбрасывания. Бомбы, предназначенные для сбрасывания с малых высот, имеют тормозные устройства (парашюты и др.), которые уменьшают скорость полета бомб, благодаря чему они отстают от бомбардировщика на расстояние, необходимое для его безопасности. При подготовке А к боевому применению в них устанавливаются один или несколько взрывателей, которые приводят в действие снаряжение — заряд взрывчатого вещества или пиротехнический состав (зажигательный, осветительный и др.). Ударные взрыватели вызывают действие А в момент удара в преграду или через некоторое время — от долей секунды до нескольких часов и даже суток. Дистанционные взрыватели приводят бомбы в действие в воздухе через определенное время после сбрасывания, а неконтактные — на заданной высоте от земли. Ниже приводятся характеристики типов А
Фугасные А — наиболее распространенный тип бомб; они поражают объекты фугасным действием взрыва и применяются для разрушения военно-промышленных сооружений, складов, аэродромов, мостов, узлов и других целей, их масса от 50 кг до 10 т. Фугасные А с толстостенным корпусом в армии США называются полубронебойными бомбами.
Осколочные А имеют массивный корпус, из которого при взрыве образуется большое число осколков; применяются для поражения осколками живой силы, артиллерии, автотранспорта, самолетов на аэродромах и других целей, их масса от 1 до 100 кг. В войне во Вьетнаме авиация США применяла мелкие осколочные бомбы шаровой формы с готовыми осколками в виде стальных шариков, разбрасываемых взрывом. Для сбрасывания мелких осколочных и других типов А служат специальные связки и кассеты однократного и многократного применения. Осколочно-фугасные А служат для поражения различных целей осколками и фугасным действием.
Бронебойные А предназначены для поражения бронированных кораблей и целей с прочной бетонной и защитой. Их поражающее действие складывается из пробивного действия и последующего взрыва внутри объекта. Для повышения пробивного действия бронебойные бомбы могут иметь реактивный двигатель, который увеличивает их скорость при ударе в преграду.
Противотанковые А предназначены для поражения танков и другой наземной бронированной техники. Разрывной заряд имеет кумулятивную выемку с металлической облицовкой, из которой при взрыве образуется кумулятивная струя (см. Снаряды артиллерийские), пробивающая броню и зажигающая пары топлива. Впервые противотанковые А были применены советской авиацией в период Великой Отечественной войны в Курской битве 1943. Сбрасываются эти бомбы с самолетов в разовых кассетах. При массе 2,5—5 кг пробивают броню до 100—200 мм.
Противолодочные А применяются для поражения подводных лодок. Используются мелкие бомбы, рассчитанные на прямое попадание в лодку, и бомбы крупных способные поражать лодку при взрыве в воде.
Зажигательные А применяются для создания пожаров и поражения огнем живой силы и техники на поле боя и в местах скопления. Масса их от 1 до 500 кг. Снаряжаются твердыми пиротехническими составами и органическими горючими веществами (бензин, керосин и др.), загущенными специальными составами. В качестве загустителя в зажигательных А, изготовляемых в США, широко применяется напалм. Напалмовыми бомбами авиация США бомбардировала мирное население в войнах в Корее и во Вьетнаме. Фугасно-зажигательные А применяются для поражения огнем и фугасным действием промышленных сооружений, нефтехранилищ, строений городского типа и др.
А снаряжаются боевыми отравляющими веществами.
А вспомогательного назначения служат для постановки дымовых завес с целью маскировки действий своих войск или ослепления противника; для разбрасывания агитационной литературы; для освещения местности при бомбометании в ночных условиях и аэрофотосъемке, обозначения маршрутов полета самолетов, места выброски воздушных десантов и др.
В конце 2-й мировой войны впервые были применены управляемые А и атомные бомбы. Управляемые бомбы имеют крылья, рулевые органы и системы телеуправления и самонаведения. Телеуправляемую бомбу можно наводить на любую цель, если она наблюдается с помощью оптического или радиолокационного прицела. Самонаводящиеся А применяются только по целям с отличительным контрастом (радиолокационным, тепловым и др.).
А. Н. Дорофеев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 11:24:44
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|