Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Миманса

Миманса (далее М) (санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма, занимавшаяся толкованием Вед. Называется также карма-миманса ("миманса действия") и пурва-миманса ("первая миманса"), в отличие от уттара-мимансы, или веданты. Основателем М считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего ее идеи в форме сутр. Практическая сторона М сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М развивалось на основе крайнего онтологического реализма. Утверждалась вечность, несотворенность Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М лишенной реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания М были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приемы использования авторитетного свидетельства в качестве ее источника.

  Онтологический реализм М в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М (в частности, Прашастапада, 6—7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей.

  Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М, наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жесткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.

  Лит.: Edgerton ., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. ., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri ., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.11.2024 12:33:56