| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Милетская школа |  | Милетская школа (далее М) первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.). Название получила по имени г. Милет в Ионии (западное побережье Малой Азии). М знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей ("первоначало"). Эта сущность заключалась для них "...в чем-то определенно-телесном..." (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 502); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух. Рассматривая мир как живое целое, М не делала принципиального различия между живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушевленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность ("душа") рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. 
 М оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.
 
 Соч.: Фрагменты, в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg von . Kranz, 9 Aufl., Bd 1, ., 1960; на рус. яз. — в приложении к кн.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, СПБ, 1902, с. 3—13, 20—24; Маковельскпй А., Досократики. ч. 1, Каз., 1914, с. 9—24, 35—47, 51—57.
 
 Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М. — Л., 1947, с. 13—42; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339—44; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966.
 
 Ф. Х. Кессиди.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:12:58 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |