|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Медицина | Медицина (далее М) (латинское medicina, от medicus — врачебный, лечебный, medeor — лечу, исцеляю), система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Современная М сложилась в результате длительного исторического процесса; состояние М всегда определялось степенью развития общества, социально-экономическим строем, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры. В данной статье преимущественно рассматривается развитие М как комплекса научных дисциплин; о медицинской практике и организации здравоохранения см. также в статьях Диагностика, Диспансеризация, Здравоохранение, Консультация, Охрана материнства и детства, Охрана здоровья детей и подростков, Профилактика, Родовспоможение и других.
Основные разделы медицины
М как комплекс научных дисциплин состоит из трех групп: так называемые медико-биологические дисциплины; клинические дисциплины; медико-социальные и гигиенические дисциплины.
Медико-биологические дисциплины выходят за рамки М и в основном являются частью соответствующих биологических наук; они включают морфологические дисциплины (анатомия, гистология, цитология), изучающие строение тела человека (на любом уровне — от организма в целом, органов и систем до молекулярного); физиологию, которая исследует функции организма; патологию, изучающую закономерности возникновения, развития и течения болезненных процессов, — она делится на патологическую анатомию и патологическую физиологию ( и физические стороны физиологических и патологических процессов — предмет биохимии и биофизики, см. также Иммунология, Аллергология); фармакологию, которая изучает влияние на организм лекарственных средств и выявляет их токсическое действие (см. также Токсикология). В эту группу входят микробиология (бактериология и вирусология) и паразитология (см. также Гельминтология), изучающие возбудителей болезней; генетика медицинская, которая исследует явления наследственности и изменчивости в их связи с патологией человека, и так далее.
Группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека, их лечение и предупреждение, особенно обширна и разветвлена; она включает терапию (так называемые внутренние болезни), разделами которой являются кардиология, ревматология, пульмонология, нефрология, гастроэнтерология, гематология, клиническая эндокринология, гериатрия (см. Геронтология); фтизиатрию; педиатрию; невропатологию; психиатрию; дерматологию и венерологию; курортологию, физиотерапию и лечебную физкультуру; медицинскую радиологию и медицинскую рентгенологию; стоматологию; акушерство и гинекологию; хирургию; травматологию и ортопедию; анестезиологию и реаниматологию; нейрохирургию; онкологию; урологию; оториноларингологию; офтальмологию и другие. Критерии вычленения самостоятельных клинических дисциплин неоднородны: преимущественная локализация изучаемых болезней в одном органе или одной системе органов (например, невропатология, офтальмология); возрастные (например, педиатрия) и половые (акушерство и гинекология) особенности пациента; особенности возбудителя заболевания и характера патологического процесса (например, фтизиатрия), диагностических и лечебных методов (например, рентгенология, хирургия, физиотерапия). Каждая из клинических дисциплин включает разделы о методах исследования больного и признаках болезней — семиотику, которая становится основой машинных методов диагностики (см. Кибернетика медицинская).
Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие внешней среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения; общую гигиену, гигиену семей и подростков, гигиену коммунальную, гигиену питания, гигиену радиационную, гигиену труда; эпидемиологию и географию медицинскую; в эту же группу включают деонтологию медицинскую и так далее.
Приведенное деление М условно. Социальные аспекты в той или иной степени присущи всем медицинским дисциплинам, а также научно-практическим комплексам целевого назначения (военная медицина, космическая медицина, спортивная медицина, судебная медицина и т. п.). Медицинскую микробиологию, паразитологию, например, принято относить к медико-биологической группе, но они связаны также с эпидемиологией, служат научной основой многих профилактических мероприятий и потому на практике часто выступают как медико-социальные науки. Многие дисциплины тесно переплетаются (например, гигиена детей и подростков и педиатрия). Характерный для так называемой теоретической М (то есть медико-биологических дисциплин) экспериментальный метод все шире проникает в области клинической и гигиенической М
История медицины.
Возникновение медицины и ее развитие до 16 века. Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приемах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растительного и животного происхождения.
Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приемов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и другое), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство; возникла жреческая, храмовая М
Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путем были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.
Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приемы и целебные средства народной М Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов — кесарево сечение и эмбриотомия и так далее. Древнекитайская М использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.
Обширные сведения о М народов, живших в 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит "Авеста" (9 век до н. э.—3 век н. э.) — священная книга зороастризма. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней ("Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя"), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и другое.
М Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи — охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Лечение проводилось в храмовых "асклепейонах" и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.
Раньше других сложилась Кротонская медицинская школа, представитель которой Алкмеон Кротонский (конец 6 — начало 5 веков до н. э.) разработал учение о патогенезе болезней, основывался на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье — гармония, болезнь — дисгармония тела и присущих ему свойств. Принцип лечения в этой школе — "противоположное лечи противоположным" — лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ. Учение о патогенезе получило дальнейшее развитие в Книдской школе (1-я половина 5 века до н. э.), разработавшей один из вариантов гуморального (от латинского humor — жидкость) учения, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.
Разные варианты гуморального учения наметились еще в М государств Древнего Востока, но наиболее четко оно сформулировано Гиппократом, на много веков определившим направление развития М Гиппократ выделил М как науку из натурфилософии, превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.
Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за 3 столетия до н. э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг — орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и так далее.
Исключительное влияние на развитие М оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К. Гален. Во 2 веке н. э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и фармакогнозии (галеновы препараты), терапии, акушерству, гигиене, в каждую из указанных отраслей М внес много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввел в М вивисекционный эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов и систем человеческого тела. Он показал, что знание анатомии и физиологии — научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Телеологическая направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде ("галенизм") получило поддержку церкви и господствовало в М Запада и Востока в течение многих веков.
Элементы санитарии и общественной гигиены, имевшиеся во всех государствах Древнего мира, достигли в Риме высокого уровня, о чем свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и военно-медицинская организации, а также специальная служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.
В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов, монастырских больниц и лазаретов.
В древнерусском феодальном государстве, наряду с монастырской М, продолжала развиваться народная М Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Среди народных лекарей была специализация: "костоправы", "очные" и "кильные" (по грыже) лекари, "камнесеченцы", "камчужные" (по лечению ломоты, ревматизма), "почечуйные" (по геморрою), "чепучинные" (по венерическим болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки — целительницы детей и другие.
Большую роль в развитии М сыграли врачи Востока: ар-Рази (известен в Европе под именем Разес); Ибн Сина (Авиценна) — автор "Канона врачебной науки", энциклопедического свода медицинских знаний, и Исмаил Джурджани (12 век), отразивший достижения хорезмской М; армянский врач М Гераци и другие. Медицинские факультеты университетов, возникших в Европе в 11—12 веках, не могли способствовать быстрому прогрессу М, так как были во власти схоластики, влияние которой сказывалось меньше в университетах: Салернском, Падуанском, Болонском (Италия), Краковском, Пражском и в Монпелье ( Против схоластики, за опытное знание вели борьбу испанский врач Арнальдо де Виланова (13—14 века) и многие другие.
М в 16—19 веках. В эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс попытался переосмыслить прошлое, выступил с критикой галенизма и гуморальной патологии, с пропагандой опытного знания. Занимаясь алхимией, он положил начало крупному направлению в М — ятрохимии. Считая причиной хронических заболеваний расстройство превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в лечебную практику различные вещества и минеральные воды. Наиболее видным его последователем был Я. Б. ван Гельмонт, который описал процессы ферментации в желудочном пищеварении.
Основатель современной анатомии А. Везалий (16 век) восстал против авторитета Галена и на основании систематического анатомирования трупов описал строение и функции тела человека. Большое влияние на М оказали разработка и пропаганда опытного метода исследования философом-материалистом Ф. Бэконом и развитие механики. У. Гарвей описал кровообращение (1628) и тем заложил фундамент нового раздела человеческого знания — физиологии. С. Санторио с помощью построенных им весов изучал обмен веществ в организме человека, развивал учение о солидарной патологии (от латинского solidus — плотный), согласно которому болезненное состояние — следствие нарушения движения мельчайших частиц организма; вместе с Дж. Борелли и Р. Декартом положил начало ятромеханическому направлению в М (ятрофизика). Яркий пример влияния физики на М — изобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии. А. Левенгук описал (1676) живые микроскопические существа, чем положил начало микробиологии. М Мальпиги с помощью микроскопа открыл капиллярное кровообращение.
В области практической М наиболее важные события 16 века — создание учения о контагиозных (заразных) болезнях (Дж. Фракасторо) и разработка основ хирургии (А. Паре).
В 18 веке описательный период развития М перешел в свою заключительную стадию — первичной систематизации. Возникали многочисленные медицинские "системы", пытавшиеся объяснить причину заболеваний и указать принцип их лечения. Немецкий врач Г. Шталь выдвинул учение об анимизме (от латинского anima — душа), согласно которому болезненный процесс — это ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела проникших в него и приносящих вред веществ; его соотечественник Ф. Гофман доказывал, что жизнь заключается в движении, а механика — причина и закон всех явлений. Французские врачи Т. Борде, П. Бартез выступили с учением о "жизненной силе" (см. Витализм). Л. Гальвани и А. Вольта исследовали "животное электричество" и лечение электрическим током; Ф. А. Месмер, знакомый с этими работами, создал учение о "животном магнетизме" (см. Месмеризм). Систему гомеопатии основал С. Ганеман. Шотландец У. Куллен разработал теорию "нервной патологии", исходя из признания главенствующей роли "нервного принципа" в жизнедеятельности организма; его ученик английский врач Дж. Браун построил метафизическую систему, признававшую нарушения состояния возбудимости основным фактором возникновения болезней, из чего следовала задача лечения — уменьшить или увеличить возбуждение. Ф. Бруссе создал систему "физиологической М", связывающей происхождение болезней с избытком или недостатком раздражения желудка и использующей в качестве основного лечебного метода кровопускание.
Сторонникам умозрительных метафизических систем, основанных на абсолютизации какого-либо открытия или принципа, противостояли представители опытного знания. Недоверие к "системам" проявилось в призыве Т. Сиденхема и итальянского врача Дж. Б. Монтано исследовать болезни путем их тщательного наблюдения. Метод наблюдения у постели больного лег в основу клинической и педагогической деятельности Г. Бургаве, К. Гуфеланда, С. Г. Зыбелина, М Я. Мудрова и многих других. Врачи-философы 17—18 веков X. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, а позднее последователи М В. Ломоносова Ф. Г. Политковский, К. И. Щепин, И. Е. Дядьковский и другие использовали достижения естествознания для критики умозрительных систем и обоснования материалистических представлений об организме и болезни.
Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17—18 веков Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда. Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 веков Дж. Прингл и Дж. Линд в Англии, Д. П. Синопеус, А. Г. Бахерахт в России заложили основы военной и морской гигиены (см. Гигиена военная). Дж. Граунт и У. Петти (Англия) разработали статистические методы исследования общественного здоровья. Глубокий анализ причин высокой заболеваемости и смертности, проблем охраны народного здоровья дали в своих трудах М В. Ломоносов и С. Г. Зыбелин. Австрийский врач И. П. Франк, несколько лет работавший в России, венгерский врач З. Г. Хусти и другие разработали концепцию "медицинской полиции", которая явилась первой попыткой систематизации и регламентации правил государственного санитарного надзора, общественной и личной гигиены. Многочисленными медицинско-топографическими описаниями и санитарно-статистическими исследованиями, проведенными в конце 18 — 1-й половине 19 веков в России, Англии и других странах, была установлена зависимость здоровья различных групп населения от условий труда и быта.
Развитию клинической М во 2-й половине 18—19 веков способствовала разработка новых методов объективного исследования больного: перкуссии (Л. Ауэнбруггер; Ж. Н. Корвизар; Я. О. Саполович, Россия, и другие), аускультации (Р. Лаэннек, Й. Шкода и другие), пальпации, эндоскопии, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный Дж. Морганьи, М Ф. К. Биша, М Бейли (Великобритания), Р. Вирховом, К. Рокитанским, И. Шкодой, Н. И. Пироговым, А. И. Полуниным и многими другими, породил новые дисциплины — патологическую анатомию и гистологию, которые позволили установить локализацию и материальный субстрат многих болезней.
Исключительное влияние на развитие М оказало использование во многих странах экспериментального метода исследования для изучения нормальных и нарушенных функций организма. Так, чех И. Прохаска, Е. О. Мухин, английский физиолог М Холл исследовали реакции организма на влияние возбудителей и дали наиболее полные описания рефлекторных актов; Ч. Белл и Ф. Мажанди экспериментально доказали, что передние корешки спинного мозга — центробежные, двигательные, а задние — центростремительные, чувствительные, и т. п. Английского хирурга Дж. Хантера считают основателем экспериментальной патологии. Объединение патологоанатомических и экспериментальных методов исследования, глубокая разработка анатомии и физиологии человека способствовали созданию естественнонаучных анатомо-физиологических основ хирургии.
Условия для теоретических обобщений в области М были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 веков: открытие роли в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органических веществ (1-я половина 19 века), явившееся ударом по витализму, разработка Ю. Либихом учения о полноценном питании, изучение процессов в живом организме, которое привело к развитию биохимии, и т. д.
Крупнейшее открытие 19 века — разработка клеточной теории строения организмов (Я. Пуркине, М Я. Шлейден и Т. Шванн и другие), позволившей Р. Вирхову создать теорию целлюлярной патологии, согласно которой заболевание — чисто локальный процесс, его сущность — морфологические изменения клеточных элементов; важнейшая задача М — определение места, "где сидит болезнь". Подобный подход в свое время сыграл положительную роль: представление о болезни стали связывать с определенными изменениями в строении клеток и органов, возникло учение о перерождении клеток, были описаны многие формы опухолей и других заболеваний. Однако Р. Вирхов, а особенно его ученики и последователи, не удержались от универсализации открытых ими закономерностей. Результатом явилось понимание животного организма как федерации "клеточных государств", вся патология человека была сведена к патологии клетки.
Многие современники Р. Вирхова не только не приняли эту теорию, но подвергли основные ее принципы критике, признали ограниченным анатомо-локалистическое мышление в то время, когда оно еще казалось незыблемым. Синтетическому мышлению, отражающему сложные связи организма и среды, способствовали успехи эволюционной теории (см. Дарвинизм). Признание родства человека с животными привело к тому, что врачи стали шире применять эксперимент на животных для уяснения закономерностей жизни человека в условиях здоровья и болезни. К. Бернар в середине 19 века работал над созданием экспериментальной М, объединяющей физиологию, патологию и терапию. Многими исследованиями действия лекарств, веществ и ядов на организм К. Бернар заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии.
В школа И. Мюллера исследовала физиологию органов чувств, пищеварения, крови; работы Г. Гельмгольца способствовали выделению из хирургии учения о глазных болезнях — офтальмологии. Чешский физиолог И. Чермак, усовершенствовав ларингоскоп, положил начало ларингологии, а А. Полицер и его ученик Р. Барани (Австрия) стали основоположниками отиатрии и отохирурги и (см. Оториноларингология).
Еще в 1-й половине 19 века трудами Е. О. Мухина, П. А. Загорского, И. Е. Дядьковского, А. М Филомафитского, И. Т. Глебова и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной М, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 века и 20 век. Книга И. М Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистического мировоззрения русских физиологов и врачей. Наиболее полно и последовательно физиологическое направление и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, в свою очередь оказавшим глубокое влияние на И. П. Павлова. Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М Сеченова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медицинских дисциплинах: Н. Е. Введенский, А. Ф. Самойлов, М Н. Шатерников и другие — в области нормальной физиологии, В. В. Пашутин — патологической физиологии, Н. П. Кравков — экспериментальной фармакологии, Г. В. Хлопин — гигиены и т. д. Фундаментальные открытия в области физиологии нервной системы (явления доминанты, парабиоза, соотношение процессов возбуждения и торможения) Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского и их последователей способствовали развитию экспериментальной М и прежде всего нейрофизиологии.
Процесс дифференциации медицинских знаний сопровождался формированием интегрирующей дисциплины — общей патологии, изучающей закономерности возникновения и развития патологических процессов. Первоначально основными ее методами были клинические наблюдения, описание симптоматики, систематизация и обобщение практического врачебного опыта. Благодаря успехам патологической анатомии общая патология в 1-й половине 19 века стала развиваться в патоморфологическом направлении, наиболее видным представителем которого был А. И. Полунин — организатор 1-й самостоятельной кафедры общей патологии в Московском университете (1869). Это направление, обогащенное впоследствии гистологическими, биохимическими и экспериментальным методами исследования, развивалось в трудах С. М Лукьянова, К. А. Л. Ашоффа и других. Оригинальным его продолжением явилось клинико-анатомическое направление московской школы патологоанатомов (М Н. Никифоров, А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский). Петербургская (М М Руднев и другие) и киевская школы патологов избрали путь экспериментальной патоморфологии. В. В. Пашутин организовал кафедры общей патологии с ярко выраженным экспериментально-физиологическим направлением в Казанском университете (1874), затем в Петербургской медикохирургической академии (1879) и создал 1-ю научную школу патофизиологов. В дальнейшем это направление стало господств, на большинстве кафедр общей патологии в России, что привело к переименованию дисциплины в патологическую физиологию. Аналогичное направление развивал в патолог-экспериментатор Ю. Конгейм.
И. И. Мечников обосновал представление о воспалении как форме приспособительной реакции живой ткани на раздражение, разработал основы сравнительной патологии и положил начало общебиологическому направлению в М, дальнейшее развитие которого позволило раскрыть существенные закономерности и механизмы приспособляемости организма в условиях патологии, процессов старения и др. Многие из русских патологов развивали клинико-экспериментальное направление исследований; например, работы школы А. Б. Фохта внесли большой вклад в изучение так называемых запасных сил организма и компенсаторных приспособлений при патологии лимфатической, эндокринной, мочевыделительной и особенно сердечно-сосудистой систем; были разработаны экспериментальные модели нарушений коронарного кровообращения, изучено значение интерорецепции в происхождении нарушений кровообращения.
Под влиянием достижений физиологии формировалось физиологическое, функциональное направление развития клинической М Многие русские врачи следовали не органопатологии, а антропопатологии, под которой подразумевали познание всего болеющего организма человека как единого целого, и выдвигали принципы "функционального мышления", функциональной патологии, признания роли индивидуальности в развитии большинства заболеваний. Врачи стали говорить не только о диагнозе болезни, но и о диагнозе больного, возникла индивидуализированная терапия — "лечение больного".
Крупнейший русский клиницист 2-й половине 19 века С. П. Боткин стремился к тому, чтобы методы исследования, наблюдения и лечения больного строились на естественнонаучной основе. В 70-х годах 19 века он установил, что изменения функции сердца часто непропорциональны анатомическим изменениям, и пришел к выводу об их зависимости от центральных нервных аппаратов, а через них — от условий окружающей среды. Это способствовало развитию функционального направления в М Считая, что наблюдения врача должны быть обоснованы и подтверждены экспериментом, а данные патологии должны быть увязаны с данными физиологии, Боткин создал (1861) при клинике Петербургской медикохирургической академии лабораторию (которой он руководил до 1878, а затем в течение 10 лет — И. П. Павлов), где на практике был осуществлен тесный союз физиологии с М
Современник Боткина Г. А. Захарьин довел до совершенства метод опроса (см. Анамнез), суть которого заключается в тщательном изучении условий труда и быта больных с целью установления причины болезни, путей ее профилактики и "постижения связи всех явлений данного болезненного случая". Лекции Захарьина были переведены на немецкий, английский и французский языки как образец наблюдательности клинициста, врачебного мышления, комплексной терапии. А. А. Остроумов искал причины заболевания человека в среде, связывал решение этой задачи с использованием клинической М достижений биологических наук, уделял особое внимание функциональному диагнозу, предложил схему обследования функциональных возможностей отдельных органов и организма в целом и — вслед за Мудровым, Захарьиным — пропагандировал профилактику как важное направление врачебной деятельности. Для Боткина, Захарьина, Остроумова, а за рубежом для немецкого терапевта Л. Траубе и других было характерно клинико-физиологическое направление исследований; они, как и К. Бернар, считали, что экспериментальный метод способен "заменить авторитет научным критерием".
В середине, и особенно во 2-й половине 19 века, от терапии отпочковываются новые отрасли М Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в качестве научной дисциплины, представленной кафедрами, клиниками (в России 1-я кафедра открыта в Московском университете в 1866 Н. А. Тольским). На 2-ю половину 19 века — начало 20 века падает научная и педагогическая деятельность Н. Ф. Филатова, развивавшего клинико-физиологическое направление, и Н. П. Гундобина, объединившего большой коллектив врачей для глубокого и всестороннего изучения анатомо-физиологических особенностей детского организма: Я. Бокая (Венгрия; инфекционные болезни детского возраста); А. Черни (Чехословакия и вопросы питания, обмена веществ у детей) и другие. Оформление невропатологии и психиатрии как научных дисциплин произошло на основе общего развития клинической мысли, в частности клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М Шарко, Г. Модсли, И. М Балинского, А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, Э. Крепелина, Э. Блейлера и других, и успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы (см. Неврология).
До 2-й половины 19 века представления о причинах заразных болезней носили гипотетический характер. В 18 веке Д. С. Самойлович обосновал представление о контагиозном характере чумы и разработал начала ее эпидемиологии. Е. О. Мухин, М Я. Мудров, а особенно И. Е. Дядьковский правильно трактовали причины распространения холеры. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели Э. Дженнера к открытию и применению первой вакцины (1796), что позволило в дальнейшем радикально бороться с этим заболеванием путем оспопрививания. В 19 веке Н. И. Пирогов предположил зависимость нагноительных осложнений ран от живых возбудителей и предложил систему профилактических мер. И. Земмельвейс установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.
Важный этап развития М начинается с работ Л. Пастера, который установил микробную природу заразных болезней. Основываясь на его исследованиях, Дж. Листер предложил антисептический метод лечения ран, применение которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах (см. Антисептика). Открытия Р. Коха и его школы привели к распространению так называемого этиологического направления в М Разработанный им метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургическую клинику и способствовал развитию асептики. Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней; малярии (Ш. Л. А. Лаверан, 1880, и Р. Росс, 1893—97), желтой лихорадки (К. Х. Финлей, 1881), сыпного тифа и возвратного тифа (немецкий ученый О. Обермейер, 1868; Г. Н. Минх и О. О. Мочутковский, 1874—78, и другие) и т. д.
Успехи микробиологии были столь очевидны, что 2-я половина 19 века вошла в историю М как "бактериологическая эра", открывшая роль микроорганизмов в патологии человека. Увлечение бактериологией имело и теневую сторону, что проявилось в монокаузализме — направлении врачебного мышления, резко переоценивавшем роль бактериальных возбудителей в этиологии и патогенезе заболеваний и поэтому постоянно входившем в противоречия с медицинской практикой. Многие видные представители М, особенно клиницисты и гигиенисты, выступали с резкими возражениями против недооценки роли условий среды, в том числе социальной, в этиологии заболеваний. С творчеством И. И. Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию. Главная заслуга Мечникова — разработка учения об иммунитете, основную роль в котором он придавал фагоцитозу. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца 19 — начала 20 веков (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасевич, Г. Н. Габричевский, А. М Безредка и другие) прошли школу совместно с Мечниковым работы в парижском Пастеровском институте. Немецкие ученые Э. Беринг и П. Эрлих разработали гуморальную, теорию иммунитета и заложили основы серологии — учения о свойствах сыворотки крови. Их исследования вновь привлекали внимание к роли гуморальных факторов в жизнедеятельности организма.
Успехи естествознания определили применение экспериментальных методов исследования в области гигиены, организацию во 2-й половине 19 века гигиенических кафедр и лабораторий. Благодаря трудам М Петтенкофера, В. Праусница ( Э. Паркса (Англия), З. Флери ( А. П. Доброславина, Ф. Ф. Эрисмана и других была разработана научная база гигиены и совершился переход от общих описаний к точному количественному и качественному изучению (с применением физических, биологических и других методов) влияния различных факторов внешней среды на здоровье человека.
Немецкие гигиенисты М Рубнер и К. Флюгге заложили научные основы санитарной оценки воздуха, воды, почвы, жилища и одежды. Получили физиологическое обоснование гигиенические нормы питания (К. Фойт, М Рубнер). Значительные успехи были достигнуты в области гигиены труда и профессиональной патологии.
Промышленный переворот, рост городов, буржуазные революции конца 18 — 1-й половины 19 веков обусловили разработку социальных проблем М и развитие общественной гигиены. В середине 19 века накапливались материалы, свидетельствовавшие о зависимости состояния здоровья трудящихся, и прежде всего развивавшегося рабочего класса, от условий труда и быта; делались попытки научно обосновать меры общественного здравоохранения; были предложены термины "социальная гигиена" и "социальная М". Немецкие врачи З. Нейман, Р. Вирхов и Р. Лейбушер выдвинули идею М как социальной науки. В Великобритании представители общественного здравоохранения и фабричной инспекции (С. Смит, Дж. Саймон, Э. Гринхау и другие) провели санитарные обследования условий труда, быта, питания рабочих и обосновали необходимость законов об общественном здравоохранении (1848, 1875 и другие). К. Маркс и Ф. Энгельс использовали материалы санитарных обследований для критики капитализма и обоснования заключений о губительном влиянии капиталистической эксплуатации на здоровье пролетариата.
В России во 2-й половине 19 века сформировалась общественная медицина. Основной трибуной пропаганды ее идей являлись "Московская медицинская газета", "Современная медицина", "Архив судебной медицины и общественной гигиены", "Здоровье", "Врач" и другие медицинские журналы. Большую роль в ее формировании сыграли Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, Русское общество охранения народного здравия, общества врачей в Петербурге, Москве, Казани, Харькове и другие медицинские общества.
Самобытным явлением, единственным в истории примером организованной медицинской помощи сельскому населению в условиях капитализма была земская медицина с ее санитарной организацией. Санитарные врачи И. И. Моллесон, В. О. Португалов, Е. А. Осипов. П. И. Куркин, М С. Уваров, Н. И. Тезяков, П. Ф. Кудрявцев, А. И. Шингарев и другие провели комплексные санитарно-статистические исследования здоровья крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Аналогичные исследования среди фабричного населения были проведены Ф. Ф. Эрисманом, А. В. Погожевым, Е. М Дементьевым, В. А. Левицким, С. М Богословским и другими.
Русские общественные врачи собрали материал, свидетельствовавший об антигигиенических условиях жизни трудящихся, высокой заболеваемости и смертности населения. Их работы как серьезные обвинительные документы против самодержавия и капиталистических отношений были использованы В. И. Лениным.
Развитие медицины в 20 веке. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием быстро развивавшихся естественных наук и технического прогресса обогащались и совершенствовались диагностика и лечение. Открытие рентгеновских лучей (В. К. Рентген, 1895—97) положило начало рентгенологии. Возможности рентгенодиагностики были расширены применением контрастных веществ, методов послойных рентгеновских снимков (томография), массовых рентгенологических исследований (флюорография), методов, основанных на использовании достижений радиоэлектроники (рентгенотелевидение, рентгенокинематография, рентгеноэлектрокимография, медицинская электрорентгенография и др.).
Открытие естественной радиоактивности и последовавшие за этим исследования в области ядерной физики обусловили развитие радиобиологии, изучающей действие ионизирующих излучений на живые организмы. Русский патофизиолог Е. С. Лондон применил ауторадиографию (1904) и опубликовал первую монографию по радиобиологии (1911). Дальнейшие исследования привели к возникновению радиационной гигиены, применению радиоактивных изотопов в диагностических и лечебных целях, что, в свою очередь, позволило разработать метод меченых атомов; и радиоактивные препараты стали успешно применяться в лечебных целях.
В М происходит глубокая техническая революция. Огромное значение имело внедрение электроники. Появились принципиально новые методы регистрации функций органов и систем с помощью различных воспринимающих, передающих и записывающих устройств (передача данных о работе сердца и других функциях осуществляется даже на космические расстояния); управляемые устройства в виде искусственной почки, искусственных сердца — легких выполняют работу этих органов, например во время хирургических операций; электростимуляция позволяет управлять ритмом больного сердца, вызывать опорожнение мочевого пузыря и т. д. Электронная микроскопия в сочетании с техникой приготовления срезов толщиной до 0,02 мкм сделала возможным увеличение в десятки тысяч раз. Применение электроники сопровождается разработкой количественных методов, позволяющих точно и объективно следить за ходом биологического процесса.
Активно развивается медицинская кибернетика. Особое значение приобрела проблема программирования дифференциальных признаков болезней и привлечения ЭВМ для постановки диагноза. Созданы автоматические системы регулирования наркоза, дыхания и уровня артериального давления во время операций, активные управляемые протезы (см. Протезирование) и т. д. Выдающиеся успехи физики, химии полимеров, создание новой техники оказывают огромное влияние на медицинскую науку и практику (см. также Медицинская промышленность, Медицинский инструментарий).
Важный результат технического прогресса — возникновение новых отраслей М Так, с развитием авиации в начале 20 века зародилась авиационная М; ее основоположниками были: в России Н. А. Рынин, во Р. Мулинье, в Е. Кошель. Полеты человека на космических кораблях привели к возникновению космической М
Значительное влияние на развитие М оказали и физическая Были созданы и нашли применение новые и физико- методы исследования, продвинулось вперед изучение основ жизненных процессов. В начале 20 века И. К. Банг (Швеция) разработал методы определения различных веществ в малых количествах исследуемого субстрата (кровь, сыворотка и т. д.), что расширило диагностические возможности.
В результате исследований, направленных на расшифровку химиз |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:53:34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|